По законам военного времени: кадры ошибок не прощают
1 августа Александр Лукашенко сделал ряд кадровых назначений. Среди перестановок обращают на себя два: назначение бывшего заместителя главы президентской администрации Дмитрия Крутого послом в России, а на его место – Максима Ермоловича, отозванного с должности посла в Великобритании.
Дмитрий Крутой возглавил «второе правительство». В Москве
«Убежденный и понимающий, что надо делать в Беларуси, увидев одну из передовых стран мира – и то, что там плохо, и то, что хорошо в Великобритании. Естественно, много хорошего, особенно с точки зрения экономики. Политика нам английская абсолютно не нужна. Мы не собираемся ее копировать. Это, наверное, он тоже освоил. А вот экономика, финансовая сфера – это очень важно», – так характеризовал лидер государства нового заместителя главы администрации Максима Ермоловича.
«Что касается посольства в России. Нет абсолютно никакой необходимости вам высказывать какие-то напутствия: вы хорошо знаете, что это за посольство. Работая в администрации президента, все идеи президента относительно России вы должны были (я надеюсь, так и есть) впитать в себя. Вы знаете, что это основное наше направление в экономическом плане. Что касается политики, тут и разговоров нет – это родное, дружественное нам государство. И вы должны по такой идеологии представлять нашу страну в Российской Федерации, – подчеркнул Александр Лукашенко, назначая Дмитрия Крутого послом Беларуси в России. – Вы знаете, что там делать. Будьте постоянно на связи. В силу обстоятельств и той политики, которая проводится у нас между двумя государствами, наших отношений вы постоянно будете в центре внимания».
И продолжил:
«Поэтому в разговоре с президентом России… Ему, конечно, подготовили справку, кто такой Крутой, но не буду вам говорить, что я ему сказал, но главное, что этот человек очень перспективный. И от вас все зависит: ваша жизнь, ваша судьба да и во многом ситуация в Республике Беларусь… Главный вопрос – это экономика. Это вопрос номер один. Будет экономика – будет все остальное. При этом хочу заметить: суверенитет и независимость Беларуси (о чем так много говорят и подкидывают нам эти идеи с Запада, что мы чуть ли не теряем суверенитет и независимость нашей страны, сотрудничая с Россией), хочу прямо сказать вам как будущему представителю не только президента нашей страны в России, – вещи постоянные».
По совместительству Дмитрий Крутой назначен полномочным представителем РБ при Экономическом совете СНГ, специальным представителем РБ по вопросам интеграционного сотрудничества в рамках Союзного государства, Евразийского экономического союза, СНГ, ОДКБ.
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Главное внимание на себя обращают дипломатические перестановки. В чем их смысл? Спросили бывшего дипломата, старшего исследователя Центра новых идей Павла Мацукевича.
– В свое время имелись достаточные резоны, чтобы отправить Максима Ермоловича послом в Великобританию. Как бывший министр финансов, Ермолович имел нужный опыт и хорошие шансы продвинуть беларусские финансовые интересы в одной из финансовых столиц мира – Лондоне.
Но не успел оправдать высокое доверие. Президентская кампания 2020 года испортила отношения официального Минска с Западом, включая Великобританию и все кредитно-финансовые институты, которые там расположены.
Фигура посла в России всегда требовала статусного лица. Назначение Дмитрия Крутого вполне соответствует этому требованию — в его карьере имеются должности министра экономики, первого вице-премьера и заместителя главы президентской администрации.
Замена Крутого на Ермоловича выглядит равнозначной. Это чиновники одного поколения, одной волны. Возможно, даже одни из лучших в нынешней государственной обойме.
– Повлияют ли произведенные назначения на качество внешней и внутренней политики?
– Повлияет на нюансы, которые тоже важны, но не более того — никаких принципиальных изменений я бы не ждал. Даже лучшие в гособойме — всего лишь конформисты, гнущие линию Лукашенко. Именно Лукашенко определяет все внутреннюю и внешнюю политику в нашей стране, а не посол, министр или глава Администрации. Все чиновники от мала до велика – слагаемые, которые меняют свои места по горизонтали и вертикали по воле вождя. От перемены их мест, сколь бы значимой она ни была, сумма не меняется.
– При назначении посла в Россию Лукашенко обмолвился, что в Москве фактически находится второе правительство. Это всего лишь механическая констатация зависимости Беларуси от России?
– Думаю, имеется в виду масштаб и значимость представительства. Посольство Беларуси в России самое большое из наших зарубежных представительств, а посол имеет полномочия вице-премьера.
Войны нет, но ситуация военная
Ситуация в стране не располагает к кадровым экспериментам. Экономист Лев Марголин не склонен искать особые смыслы в новых назначениях:
– В стиле Лукашенко – периодически делать кадровые рокировки.
Ермолович в свое время работал министром финансов, Крутой – министром экономики. Люди представляют экономический блок и имеют представление о том, в какой ситуации находится Беларусь.
Единственное, что сегодня и Минску, и лично Лукашенко нужно от Москвы – деньги, помощь разного рода. Понятно, что бухгалтер может быть классным экономистом, но не всегда ему подвластна роль переговорщика. А вот на экономическом поприще он может себя показать.
– Почему, на ваш взгляд, Владимира Семашко заменили на Дмитрия Крутого?
– А вы знаете, сколько Семашко лет? Уже 72 года. Думаю, возраст дает о себе знать, похоже, что он давно просился на покой. Место посла в России – для молодого и здорового политика, особенно в нынешней ситуации.
Я не знаком лично с Семашко. Не знаю, простились с ним навсегда или только временно: все зависит от состояния здоровья. Если здоровье позволит, то найдут ему непыльную работу…
– Сегодняшние кадровые перестановки касаются уже известных в публичном пространстве персон. Неужели у нас нет других кадров, молодых, здоровых и способных?
– Во-первых, ситуация не та, чтобы экспериментировать. Если в спокойной обстановке сделаешь неудачное назначение – ничего страшного, ошибку всегда можно исправить. Но сегодня в стране ситуация, хотя войны вроде и нет, все равно военная: не время для кадровых экспериментов, нельзя ошибиться.
Давайте не будем забывать, что за 30 лет своего правления Лукашенко создал и Академию управления, и накопил кадровый резерв. Есть руководители и районного, и областного, и национального уровня. Сегодняшние министры, руководители президентской администрации, областные руководители, – все чиновники взращены Академией управления. Но ситуация, повторюсь, не позволяет ошибиться.