Конференция в Вильнюсе: похоже, далеко не все получили то, на что рассчитывали
Итак, на конференции "Новая Беларусь" в литовской столице вытесненная за границу оппозиция договорилась о создании объединенного переходного кабинета. Оглашены имена первых представителей, но постепенно к ним добавятся новые люди.
Сможет ли это разрешить конфликт интересов между разными демократическими группами?
Андрей Егоров, политолог: Если вскоре не появятся результаты, снова увидим склоки
— Декларация о формировании переходного правительства, о чем было объявлено еще в феврале, является самым важным результатом мероприятия. Больше ничего чрезвычайного не произошло.
С другой стороны, окончательно не разругались – конференцию в Вильнюсе можно рассматривать и с этой стороны.
Ведь что происходит? Объявлен персональный состав будущего переходного правительства, некоторые вышли со второго плана на первый: тот же Сахащик и Азаров.
Вопрос в другом: что переходное правительство будет делать? Все зависит от того, будут ли выполнены заявленные задачи и направления деятельности. Можно ожидать, на время склоки и споры утихнут. Но если затем не появится конкретный результат деятельности, тогда склоки, взаимные обвинения снова выйдут на первый план.
А кроме того, согласится ли Цепкало, например, с озвученными результатами?
Очевидно, что не все получили то, на что рассчитывали.
Сергей Черечень, политик: Сближение позиций требует обоюдного движения
— Не была выработана единая позиция до встречи – и это самый плохой итог двухдневной конференции. Как я и говорил, у организаторов нет работы с коллективом – коллектив всегда должен действовать на опережение, коллектив всегда нужно держать в тонусе. Коллектив всегда должен знать, чего от него хочет руководящая структура. Куда идем, куда бежим, к чему движемся?..
Вместо этого на конференцию приехали люди, которые обвиняли друг друга; нет никакого консенсуса, а без него как можно разговаривать друг с другом?
Нужно сближение позиций, которые требуют обоюдного движения.
Долгие годы оппозиция, наталкиваясь на препятствия, встречаясь с проблемами, начинала обвинять друг друга. Сейчас пришло очень много новых людей, но хватает и тех, которые впитали в себя опыт старых демократических коллективов – такая каша не позволила выработать консенсус.
— Что дает образование переходного правительства?
— А что переходный кабинет решает? Я лично не понимаю, как он будет дальше функционировтаь. Ведь все внутренние конфликты остались, обиды друг на друга никуда не ушли. Коллегиальный орган должен работать, а из-за отсутствия опыта конференция не приняла ничего инновационного, чтобы принципиально поменять вектор деятельности.
Нужно конструктивно разговаривать с Евросоюзом. С одной стороны – продолжать давление на беларусский режим, а одновременно – дать ему некую альтернативу, чтобы добиться хотя бы освобождения политзаключенных. Вместо этого мы пытаемся пошить новую одеджу по старым лекалам.
Между различными группами оппозиции не произойдет даже временного перемирия: консенсуса-то не было. Сделали формальную перестановку: одного поставили на эту должность, другого – на эту.
НО ведь именно так делает и Лукашенко уже не один десяток лет…