3. Культура и репрессии. Какие статьи Уголовного кодекса вменяют лишенным свободы
Беларусский ПЭН систематизирует историю нарушений культурных прав и прав человека в отношении деятелей культуры. Среди итогов первого полугодия – анализ того, что именно инкриминируют фигурантам мониторинга.
Чаще всего деятели культуры привлекались к уголовной ответственности на основании статьи 342 Уголовного кодекса Республики Беларусь за участие в мирных протестах в 2020 году – 22 приговора из 38 за первое полугодие. 17 деятелей культуры привлечены к уголовной ответственности за «оскорбление» или «клевету» в отношении Лукашенко или других представителей власти, «дискредитацию Беларуси», а по сути – за выражение мнения.
Наряду с 98 политическими заключенными деятелями культуры еще 21 представитель сферы культуры находится в заключении по уголовным делам, включая отбывание наказания в виде «домашней химии»: переводчица Ольга Калацкая; поэт и музыкант Анна Важник; дизайнер Татьяна Минина; оператор Вячеслав Ломоносов; менеджер культуры Регина Лавор; ди-джей Виталий Колесников; юморист, участник КВН Василий Кравчук; реконструктор истории Вадим Шилько; графические дизайнеры Владимир Ершов и Сергей Стоцкий; учительница русского языка и литературы Елена Пуцыкович; поэт, продюсер и блогер Владислав Савин; фотограф Валерий Клименченко; бывший директор музея «Пружанскі палацык» Юрий Зелевич; музыкант Владислав Плющев; архитектор Алексей Парецкий; музыкант Вадим Гулевич; учитель-художник Андрей Раптунович ; литератор Александр Новиков ; ди-джей Игорь Фалейчик ; участник фестивалей народного творчества Алексей Вечерний
За январь – июнь 2022 года зафиксированы 66 фактов нарушения условий содержания деятелей культуры в закрытых учреждениях МВД и КГБ. Для деятелей культуры, задержанных или осужденных по политическим статьям, еще с момента первых арестов в середине 2020 года действовали «особые» правила содержания, и эта негативная практика сохраняется. Помещение в карцер; давление со стороны администрации; антисанитария; переполненность камер; некачественное оказание либо отказ от предоставления медицинской помощи, связанной с привлечением профильных специалистов; лишение свиданий, телефонных переговоров; полный или частичный запрет на переписку – далеко не весь список способов оказания давления на политических заключенных.
С 1 июня «в связи со стабилизацией эпидемиологической обстановки» в СИЗО № 1 города Минска, Могилевской тюрьме № 4, а также в исправительных колониях перестали принимать для заключенных «витаминные передачи» – дополнительная передача с определенным набором фруктов и овощей весом до 10 кг, которую ранее можно было получить один раз в 30 дней. Содержащиеся в колонии заключенные могут в течение месяца самостоятельно закупить необходимое в тюремном магазине на сумму в две базовые величины, что на сегодня составляет 64 рубля (примерно 23 евро). Что касается условий работы в местах лишения свободы, то правозащитники называют их «рабскими»: необорудованные рабочие места, высокие нормы выработки, невозможность выбирать работу, отсутствие трудового договора, «копеечная» заработная плата. Так, в феврале месячный заработок Максима Знака в исправительной колонии «Витьба» составил 56 копеек (0,2 евро).
Одна из относительно новых и активно развивающихся практик подавления инакомыслия – применение антиэкстремистского законодательства в отношении оппонентов режима. Правозащитные организации («Весна», Human constanta, БАЖ, «Сова») констатируют тенденцию чрезвычайно широкого толкования в Беларуси положений законодательства об экстремизме с начала протестов в августе 2020 года. На сегодня правоприменительная практика целенаправленно формируется таким образом, что «экстремизм» в стране – это участие в мирных акциях протеста, осуждающий насилие комментарий в социальных сетях, эмоциональное высказывание в адрес представителя власти и другие подобные действия.
Министерство внутренних дел (МВД) Беларуси ведет 3 списка: «Перечень граждан Республики Беларусь, иностранных лиц или лиц без гражданства, причастных к экстремистской деятельности», «Перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности» (признаются таковыми без суда) и «Республиканский список экстремистских материалов» (по решению суда). Все они с 2021 года пополняются новыми именами и названиями в геометрической прогрессии и имеют целью создание атмосферы страха и молчания.
Так, на 1 июля 2022 года в список лиц, «причастных к экстремистской деятельности», внесены 426 человек, включая как минимум 19 человек из числа деятелей культуры: Максим Знак, Мария Колесникова, Павел Северинец, Артур Амиров, Николай Дедок, Эдуард Пальчис, Юлия Лаптанович, Алесь Пушкин, Артем Федосенко (дважды в списке), Андрей Щигель, Василий Кравчук, Максим Шавлинский (помилованный еще 16 сентября 2021 года),Сергей Спариш, Дмитрий Подрез, Миа Миткевич, Павел Спирин, Игорь Олиневич, Владислав Маковецкий иПавел Перников.
71 субъект составляет «Перечень организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей, причастных к экстремистской деятельности». В первой половине 2022 года в список внесены «Беларуская Рада культуры» – инициатива, поддерживающая беларусскую культуру; издание «Наша Ніва» (сайт и соцсети, мессенджеры), имеющее на сайте раздел «Культура»; гомельское издание «Флагшток» (сайт и Telegram), среди прочего пишущее на тему культуры и сохранения исторического наследия; Telegram-каналы о беларусской истории и культуре Historyja и Rezystans.
В Республиканском списке «экстремистских материалов» больше тысячи наименований. Он включает символику, статьи, ролики, Telegram- и Viber-группы, чаты и каналы и т. д. Из внесенных в список только за первую половину 2022 года мы выделяем 18 позиций, имеющих отношение к сфере культуры либо к деятелям культуры (хотя, при более детальном изучении, их там окажется на порядок больше). В частности, это СМИ с контентом по культурной тематике: «Беларускае Радыё Рацыя», «Рэгіянальная газета», «Витебский курьер news», media-polesye.by, nadniemnemgrodno.pl, MOST; YouTube-каналы «Жизнь-малина» и «Ms. Anne Nittelnacht» – проект по исследованию еврейской культуры; 4 книги беларусских авторов: Виктор Ляхор, «Военная история Беларуси. Герои. Символы. Цвета»; Тарас А. Я., «Беларусь на распутье. Сборник статей»; Альгерд Бахарэвіч, «Сабакі Эўропы»; Зміцер Лукашук, Максім Гаруноў, «Беларуская нацыянальная iдэя», а также другие материалы.
«Перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности» находится в ведении Комитета государственной безопасности (КГБ). С осени 2020 года список активно пополняется именами беларусских граждан и общественных деятелей, в том числе деятелей культуры. Так, в первой половине 2022 года в перечень внесеныСергей Спариш, Максим Знак, Мария Колесникова, Данута Передня, Оксана Касперович, Алексей Парецкий, Иван Вербицкий, Юлия Чамлай, Павел Виноградов и Сергей Тихановский. Игорь Олиневич, Владимир Гундарь, Павел Латушко, Антон Мотолько, Вадим Гилевич были внесены в него еще до 2022 года. Итого – не менее 15 человек, имеющих отношение к сфере культуры.