Беларусский ПЭН систематизирует историю нарушений культурных прав и прав человека в отношении деятелей культуры. В заключительной главе мы расскажем о тактике борьбы с ними.
Еще в первом квартале 2021 года начала формироваться тенденция давления и репрессий в отношении независимой книжной сферы Беларуси – издательств и их основателей, книгораспространителей и авторов. На них оказывались такие формы давления, как изъятие книг при таможенном оформлении, блокировка счетов, обыски и конфискация имущества, допросы, дискредитационные и диффамационные сюжеты и статьи в государственных СМИ, снятие книг определенных авторов и издательств с полок библиотек и государственных книжных магазинов и др. Репрессии в отношении «беларусской книги» продолжаются второй год и усугубляются в текущем периоде.
В конце марта «в связи с острой необходимостью» арендодатель потребовал от издательства «Янушкевич» освободить офис в течение трех дней – и тут же начал искать нового арендатора: соответствующее объявление появилось на сайте предложений.
Министерство информации по надуманной причине на три месяца приостановило деятельность 4 независимых издательств, печатающих книги беларусских авторов и на беларусском языке: «Медисонт» и «Голиафы» (с 15 апреля), «Лимариус» и «Книгосбор» (с 16 мая).
В период с 18 апреля по 17 мая 2022 года 4 книги беларусских авторов были признаны экстремистскими материаламиТеперь распространение этих книг уголовно наказуемо.
16 мая на открытие нового книжного магазина «Кнігаўка» (владелец – издательство «Янушкевич») пришли представители государственных СМИ и «подвергли критике» ассортимент книг, их содержание, авторов, издателей и сотрудников магазина. В тот же день в магазине прошел обыск, были изъяты 200 книг, 15 из которых отправлены «на экспертизу» о наличии в них признаков экстремизма, а Андрей Янушкевич, основатель издательства, и литературный обозреватель Наста Карнацкая, сотрудница магазина, были арестованы и провели в итоге 28 и 23 суток соответственно в заключении по надуманным административным статьям. [Символично, что спустя месяц, 15 июня, был торжественно открыт провластный магазин «Кніжны клуб пісьменнікаў».
Практика дискредитации нелояльных власти литераторов (впрочем, как и историков, художников, режиссеров, общественных организаций и др.) зарекомендовала себя на государственном уровне и является полномасштабной кампанией в государственных СМИ. Со временем государственные пропагандисты «пошли в поле» (как в случае с магазином «Кнігаўка», например, или выставкой живописи «Арт-Минск»): в ходе своих «очистительных культпоходов»они переворачивают все с ног на голову, оскорбляя определенных [нелояльных режиму] авторов и их работы, после чего следуют административные взыскания и запрет на распространение литературы. На определенном этапе к пропагандистам добавились провластные блогеры-активисты, которые ходят по городу и проверяют выставки и книжные магазины на наличие идеологически «вредных» материалов. Так, после обращения одной из активисток сначала в двух магазинах «OZ книги» – в Торговых центрах Triniti и «Неман» – убрали на склад книгу «Лето в пионерском галстуке» и другие книги ЛГБТ-тематики, а с руководством книжного магазина и ТЦ Triniti была проведена «профилактическая беседа упреждающего характера». Позже в гродненском магазине Green сняли с продажи книги «Мифы о Беларуси» Вадима Деружинского и «Welcome to Belarus» Алеся Гутовского (выпущены тем же издательством, что и книги Виктора Ляхора, одна из которых признана экстремистской).
Провластные активистки Елена Сидорович в Минске и Ольга Бондарева в Гродно определяют на сегодня культурный ландшафт не только книжного рынка, но и выставочного искусства. На основании их писем в отделы культуры Минского и Гродненского горисполкомов снимаются работы признанных и молодых авторов.
После заявления о якобы распространении порнографии в рамках прошедшей с 10.12.2021 по 10.02.2022 выставки «Тревожный чемоданчик» в галерее Союза дизайнеров была назначена культурологическая экспертиза арт-объекта «Пока смерть не разлучит нас» художницы Анны Силивончик. В итоге началось разбирательство не только в отношении самой выставки, но и в целом общественного объединения.
В марте раньше срока были закрыты персональные выставки Григория Иванова «Час экранаў» и Сергея Гриневича «Дэмаграфія» в минском Дворце искусств.
29 апреля в течение 4 часов просуществовала выставка станковой скульптуры «СКУЛЬПТУРА» в галерее «400 квадратов» в Гродно. Со стороны гродненских идеологов условием дальнейшей работы выставки было предложение снять отдельные работы, на что куратор проекта Иван Артимович и галеристы не пошли, посчитав неправильным исключать работы отдельных авторов «по абсолютно надуманным причинам». Беларусский союз художников, чьими членами являются участники групповой выставки, пытался отстоять проект и был готов создать экспертную комиссию из известных искусствоведов и скульпторов, но гродненская администрация не поддержала этого предложения. В итоге выставка с работами 17 скульпторов закрылась сразу после открытия.
12 мая в столичном Дворце искусств открылась ежегодная художественная выставка «Арт-Минск», объявившая об экспозиции 550 произведений от 240 современных беларусских авторов. Однако несколько десятков художников (по неподтвержденной информации, речь идет о более 40 авторов) не смогли принять в ней участие, а кто-то был вынужден снять изначально допущенные работы: «сверху» спустили так называемый «черный список», а содержание и качество выставляемых работ не играли здесь никакой роли. В мониторинге Беларусского ПЭНа содержится информация о 19 авторах, так или иначе попавших под цензурирование в связи со своей «неблагонадежностью».
28 июня в минском пространстве Factory открылась, по словам одной из трех участниц проекта Ирины Малукаловой, «самая быстрая выставка в моей жизни». Художественная выставка о критике в творчестве «Это диагноз» проработала несколько часов, экспозиция тут же была снята, причины на данный момент неизвестны.
После событий 2020 года культурная сфера во многом парализована: из Беларуси уехало много музыкантов, театральных деятелей, промоутеров, ди-джеев и других людей творческих профессий (к сожалению, реальной статистики по количеству покинувших страну нет). Закрылся ряд междисциплинарных культурных площадок. Так, известно, что за первые шесть месяцев 2022 года объявили о прекращении работы Минский культурный центр «Корпус» (июнь) и Lo-Fi Social Club (март), вынужденно закрылось ивент-пространство «Месца» (апрель). С середины мая «поставлена на паузу» деятельность минского музыкального клуба «Брюгге», двери которого опечатали после одной из комплексных проверок собственника здания. Не обновляется афиша театра «Территория мюзикла», который в начале года дважды не смог показать спектакль «Фигаро» по не зависящим от театра причинам. Ровно год просуществовала в Гродно галерея «400 квадратов»: в мае, после печально известного инцидента с закрытием выставки современной скульптуры, ТЦ Triniti не продлил с площадкой договор аренды.
В этом году значительно меньше анонсировано традиционных летних фестивалей и культурных событий, которые организовывались силами частных инициатив. Кроме прочего, украинские и зарубежные артисты отказываются от гастролей в Беларуси по причинам войны в Украине. Многие беларусские музыканты выехали за пределы страны либо не имеют никаких шансов получить гастрольного удостоверения на концерт. «Те вещи, которые в 2019 году работали как часы (выдавались разрешения, проводились концерты, как это все двигалось), после 2020 года стечением всех обстоятельств получилось так, что все стало совершенно другим. Сейчас непонятно, что можно, а что – нет. Но сейчас нет никаких критериев и понятий, что можно, а что нельзя».
Тема последовательного вытеснения национально ориентированного в культуре, образовании, повседневной жизни и других сферах Беларуси обширна и многогранна. Ее невозможно охватить данным исследованием, однако важно обозначить и зафиксировать происходящее в государственной политике как практику дебеларусизации и русификации – на примерах первой половины 2022 года.
В местах содержания от беларусскоязычных задержанных и заключенных требуют «говорить на нормальном языке» – по-русски. По словам историка и публициста Алеся Белого, «люди с “нерусскими” культурными симпатиями организованно вычищаются со всех образовательных и культурных учреждений». Все большее количество надписей с названиями улиц и достопримечательностей в городах страны заменяется с беларусских на русские. Нелояльные власти беларусские авторы и их книги дискредитируются провластными пропагандистами и активистами.
С опозданием стало известно, что с ноября 2021 года перестало существовать издательство «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки», основанное в январе 1967 года. Формальная причина – присоединение к издательству «Беларусь». Фактически же это ликвидация специализированного издательства. На сайте предприятия отмечено, что оно «специализировалось на выпуске универсальных, региональных и отраслевых энциклопедий, различного рода справочников и словарей, учебной, детской и научно-популярной литературы. Кроме того, выпускались элитные издания, книги-фотоальбомы представительского класса, юбилейные издания» [45]. Журналист и литературный критик Сергей Дубовец называет произошедшее актом денацификации, а само издательство БелЭн – «интеллектуальным центром беларусчины» и «мощным государственным институтом», который долго добивали, и теперь это случилось.
На место Владимира Савицкого, директора Театра юного зрителя, уволенного в январе этого года, пришла актриса Вера Полякова, жена министра иностранных дел Беларуси, заявившая, что театр откажется от постановок исключительно на беларусском языке – а это ранее выделяло ТЮЗ как один из немногочисленных профессиональных коллективов, работающих только на беларусском языке [всего 6 театров в стране из 29]. В июне состоялась премьера спектакля по мотивам повести Василя Быкова «Альпийская баллада», написанной классиком на беларусском языке. Так в стране становится на один беларусскоязычный театр меньше.
27 июня по указу Лукашенко бывший председатель провластного Союза писателей Беларуси (2005–2022 годы) Николай Чергинец был удостоен звания народного писателя Беларуси . Спустя 27 лет [последний раз вручалась в 1995 году] и впервые за историю существования наградой отметили литератора, не написавшего ни одного произведения на беларусском языке, автора детективов и милитаризированной литературы, человека, при котором появились так называемые «черные списки» писателей.
На территории Беларуси работают всего 4 школы с обучением на языке национальных меньшинств. Перевод со следующего учебного года двух польских (в Гродно и Волковыске) и двух литовских (Пелясская и Рымдюнская) школ на русский язык обучения – это дальнейшее давление в отношении польских и литовских меньшинств и продолжение политики русификации, а подобное решение беларусских властей носит исключительно дискриминационный характер в отношении прав национальных меньшинств.
19 февраля в Минске прошел гала-концерт, посвященный «народному единству». В воскресенье, 11 июня, в столице состоялся концерт в честь Дня России [12 июня в РФ – День России, государственный праздник, отмечаемый с 1992 года], спонсорами которого выступили российские госкорпорации. Приуроченные к этой дате акции прошли и в других городах. На «Ночи музеев» в Национальном историческом музее выступал ансамбль казачьей песни, а на встрече с российским актером министр культуры Анатолий Маркевич обсуждает сотрудничество «двух братских народов» в сфере культуры . На улицах беларусских городов, официальных учреждениях страны и государственных праздниках все чаще можно увидеть российские флаги: они были закреплены во флагштоках вдоль части проспекта Победителей в Минске накануне Дня единения народов Беларуси и России (в предыдущие годы их не вывешивали), один поднят на здании вокзала в Орше, также флаги были отмечены в Гомеле и ряде других мест. В Гродно «вернулся» памятник Чапаеву [российский исторический персонаж], демонтированный в апреле 2019 года, теперь он будет находиться рядом с военной частью.
На территории Беларуси активно ведет свою работу представительство «Россотрудничества» – «Русский дом». Организация поддерживает программы для детских садов, школ и университетов, активно работает (что можно видеть по анонсу мероприятий в соцсетях) со школьниками, абитуриентами и студентами, нередко выступает партнером образовательных и культурно-развлекательных мероприятий, проводит выставки, киноклубы, мастер-классы, турниры и конференции. Например, с участием «Русского дома» прошло открытие выставки, приуроченной к 75-летию Художественного колледжа имени Глебова в Минске, а 2 июня в Полоцке открылся Центр русского языка, истории и культуры Задача центра – популяризация русского языка, культуры и традиций России. На странице представительства упомянуто, что подобные структуры уже работают в БГУ (Минск), БРУ (Могилев) и других беларусских вузах. Одна из реализуемых программ – «Здравствуй, Россия!» – «культурно-образовательные поездки для молодых соотечественников по историческим местам Российской Федерации», как сказано на сайте.
Беларусские власти способствуют и всячески поддерживают деятельность «Русского дома» в городах Беларуси, в то время как ликвидированы сотни беларусских общественных организаций, дискриминируется беларусскоязычное население, польские и литовские общины.
23 июня создана совместная русско-беларусская группа для расследования уголовных дел о геноциде – генпрокурор Беларуси Андрей Швед и председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин подписали постановление о совместном расследовании «обстоятельств, связанных со зверством фашистов». На мероприятии по поводу Дня Независимости Беларуси Лукашенко официально высказался с поддержкой России в контексте военных действий против Украины , а на «Славянский базар», главный государственный музыкальный фестиваль, который пройдет в июле, приглашены артисты, либо высказавшиеся за войну, либо публично не высказывавшиеся против нее.
А как выглядят тренды государственной политики в сфере культуры? Вот как они систематизированы в мониторинге Беларусского ПЭНа
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…