Только дисциплина село не спасет: нужна еще и качественная мотивация
Недобранные 4 миллиона тонн – вот цена, которую платит наша экономика, вся страна, каждый из нас за доминирование государственной собственности в сельском хозяйстве.
Производство сельскохозяйственной продукции в январе-июле снизилось на 10,4% к аналогичному периоду прошлого года, сообщает Белстат.
Скот и птицы в живом весе сократилось до 1008,6 тыс. тонн (годом ранее — 1 047,5 тыс. тонн), молока — 4 605,6 тыс. тонн (годом ранее — 4 606,1 тыс. тонн), яиц — до 2017,4 млн штук (годом ранее — 2 060,8 млн штук).
На 1 августа в сельскохозяйственных организациях насчитывалось 4,1 млн голов крупного рогатого скота (годом ранее — 4,2 млн).
Численность свиней на начало августа составила 2,3 млн голов (годом ранее — 2,5 млн голов).
Проблемы с уборкой урожая объясняют сдвигом сроков жатвы.
Что происходит с сельским хозяйством Беларуси? Поговорили с кандидатом экономических наук Петром Мигурским.
Цена госсобственности на селе
— Передо мной лежит областная газета, которая подводит итоги первого полугодия (спустя семь месяцев – итоги полугодия). О чем говорят? Об успехах промышленности – рост составил более 20%, покритиковали себя за снижение объемов инвестиций… Но на полторы полосы – ни слова про сельское хозяйство!
Между тем ситуация в нем катастрофическая. Из 21 района Могилевской области 14 минусуют по молоку, даже передовые Белыничский, Шкловский районы, который вместе с Горецким и Могилевским является одним из лидеров в области.
Урожайность в Бобруйском районе (СПК «Гигант») достигает 89 центнеров с гектара, а в соседнем Глусском районе – всего лишь 14 центнеров с гектара. Неужели в первом земли лучше в шесть раз?
Провал с производством молока, провал по мясу. Сегодня президенту приснился сон: соберут 8,2 миллиона тонн зерновых. Конечно, соберут заявленные десять миллионов тонн зерна: плюс рапс, плюс кукуруза – получим. Но потенциал Беларуси намного больше: ведь в производство зерновых в этом году вложили на 14 миллион тонн зерна, а получим на 4-5 миллиона меньше. Вот цена, которую платит наша экономика, вся страна, каждый из нас за доминирование государственной собственности в сельском хозяйстве.
Недобор урожая скажется на многих сферах. Продовольственного зерна у нас достаточно — весь госзаказ составляет 800 тысяч тонн. Смех и только! А падение производства молока и мяса – речь про миллионы тонн продукции – негативно скажутся на всей экономике. Это удар по кошельку каждого: цены на сельхозпродукцию повысятся, обязательно повысятся.
Беларусская сельхозпродукция не настолько конкурентоспособна на мировом рынке, но за счет роста цен позволяет нивелировать низкую эффективность сельхозпроизводства. Думаю, 7 миллиардов долларов на экспорте сельхозпродукции удастся заработать, но не за счет увеличения объемов экспорта и тем более не за счет повышения качества продукции.
Но откуда взялось положительное сальдо 2,2 миллиарда долларов во внешней торговле? Немного вырос экспорт, импорт упал – глядишь, это пошло экономике на пользу.
Нечего слушать чиновников, которые залили слезами все телевизоры. Работать надо, чтобы таких Глусских районов в Беларуси не было. Кстати, там действительно в основном супесчаные почвы, в жаркое лето выжигает все. Но все ведь поправимо: земли засеиваются озимыми культурами, бобовыми типа клевера, причем засеянные площади должны составлять не 30%, не 50%, а доходить до 80%. Вообще должна быть программа, причем написанная не с коленки, а с участием ученых, и ученые должны нести ответственность за свои рекомендации.
А то получается, что все мы зависим от одного человека: страна – от президента, район – от председателя исполкома. Но вот в Костюковичах не так давно поменяли председателя райисполкома, а район как минусовал, так и минусует по многим показателям, как и Дрибинский, и еще ряд районов юго-востока Беларуси.
Почему я так подробно рассказываю про Могилевскую область? Сложившуюся ситуацию можно смело экстраполировать на всю страну.
Запустите рыночные механизмы – сахар не будет стоить и 2,5 рубля
— К сожалению, у нас не дают развернуться фермерам. Вот президент в последней речи прямо сказал: у фермеров все хорошо, нужна дисциплина, чтобы колхозы так же слаженно работали. Я стал председателем колхоза в 27 лет (сначала в Гомельской, затем в Могилевской области). Председателя выбирают на общем собрании: люди поддержат – значат, выберут. После моего выступления один из трактористов мне заявил: какой из тебя председатель – ты ни слова не сказал про дисциплину! На что я ответил: и не скажу, дисциплина – в рубле.
Кадровая дисциплина не ведется на должном уровне. Сколько алкашей работает сегодня на современном оборудовании! Создаются коллективы-неудачники из работников, такие перекати-поле, которые съезжаются со всей округи: может, кого-то обидели на прежней работе, а кто-то, может, и сам хорошо накуролесил.
Вся эта ситуация и приводит к росту цен. Прихожу в магазин, продавщица говорит: сахара нет – с завтрашнего дня килограмм будет стоить 4 рубля. Премьер Головченко отрицает, Лукашенко отрицает такое повышение; видимо, запустили пробный камень – как население отреагирует?
Но ведь производство сахара покрывает все внутренние потребности. При планируемых 5 миллионах тонн сахарной свеклы и сахаристости в 20% теоретически можно получить около миллиона тонн дефицитной ныне продукции. Но получаем на сотни тысяч тонн меньше. Так что здесь тоже есть над чем поработать и производителям, и переработчикам. И с этим возникает масса вопросов, причем все они касаются как раз государственной формы собственности в сельском хозяйстве.
А сохранность стада! Сплошной ужас! Я ведь в деревне живу, общаюсь с доярками, скотниками: телки падают на ноги, болеют, еще не став коровами, телята дохнут. Но даже в советские времена не было такого падежа.
А вообще вдумайтесь: цены более чем на 50% продукции регулируются государством! А попробуйте запустить рыночные механизмы – да сахар не будет стоить и 2,5 рубля!
Безответственность системы
— Я бы не верил разговорам чиновников. Уже сейчас намолоты зерна превышают показатели прошлого года. К тому же разрыв по срокам уборки не такой уже и фантастический. В этом году в 4 раза увеличили посевы ячменя озимого, урожайность которого составляет 51 центнер с гектара (в прошлом году такого не было). В результате мы получим 900 тысяч тонн
зерна.
Но пройдет какое-то время, и, что — производство сельхозпродукции падает.
Дисциплина – это вопрос безответственности системы хозяйствования.
Дисциплина отождествляется с армией, с тюрьмой, но к ней должна еще прилагаться и качественная мотивация. Фермеры работают круглые сутки, но знают, за что работают, а вот доярки не станут ночевать на ферме за лишние 100 рублей (сейчас они получают 1200 рублей)…