Не хватает литературных слов, чтобы охарактеризовать ватную позицию запада
Доктор политических наук Павел Усов считает, что европейские лидеры должны обнародовать все разговоры с Путиным, в которых упоминалась Беларусь.
Скандальное заявление канцлера Германии Олафа Шольца повергло в шок многих. По словам руководителя Германии, еще до войны Путин в разговоре с ним заявил, что Украина и Беларусь «не должны быть отдельными государствами».
Шольц рассказал, что перед 24 февраля он заверил Путина, что вступление Украины в НАТО не состоится «в ближайшие 30 лет».
Он заявил, что у кремлевского лидера «совершенно абсурдные» идеи: например, что независимых Украины и Беларуси быть не должно.
«Это война, которую Путин, Россия начала, очевидно, с намерением завоевать соседнюю страну. Я думаю, что это было первоначальной целью», — сказал Шольц.
Почему канцлер Германии полгода молчал? Как это характеризует политику Запада по отношению к Украине и Беларуси?
Поговорили с доктором политических наук Павлом Усовым.
— Разговор с такими намеками состоялся еще до войны – в нарушение абсолютно всех международных норм, договоров и международного права. Тем более, Германия признала независимость и Беларуси, и Украины. Однозначно, что довоенные заявления Путина являются посягательством на международные права. Несмотря на чудовищные слова российского правителя (по-другому я это охарактеризовать не могу), Шольц решил утаить их, и только спустя полгода после начала войны в Украине обнародовал разговор. Вот пример полной безответственности крупного политика, я бы сравнил его молчание с тайным сговором или молчаливым подстрекательством. Только жуткая война, развязанная Москвой в Украине, вынудила меркантильное социал-демократическое правительство Германии все-таки обнародовать скандальный разговор с Путиным, боясь утечки информации в будущем.
Признание Шольца – демонстрация пророссийского подхода со стороны Запада к постсоветским странам, и прежде всего Украине, Молдове и Беларуси. Вплоть до 2009 года с ними не проводилась политика вовлечения, за исключением единственного проекта «Восточное партнерство», которое появилось как ответ на войну в Грузии. Постсоветские страны воспринимались в лучшем случае как буферная зона, в худшем – как зона влияния России.
Я полагаю, что такой подход – умывание рук – спровоцировал Россию на более радикальные действия в отношения постсоветских стран. По сути, ватная политика Запада привела и к развязыванию войны в Украине, и к оккупации Беларуси.
Насколько я понимаю, Путин, делая такое заявление, прощупывал почву, замерял реакцию западных стран (не только в разговоре с Шольцем, но и с президентом Франции Макроном) на возможную радикализацию. С запада последовала совсем никакая реакция, никакого жесткого ответа… Шольц выступал молчаливым слушателем, даже не предупредил Путина о жестких санкциях в ответ на недружелюбные шаги России в отношении Беларуси и Украины. Невнятная позиция Шольца, Макрона и западных политиков вообще во многом и привела к последующему развитию событий, я сказал бы даже, привела к войне.
— Какую угрозу несет Россия Беларуси сейчас, когда о реальной независимости страны предпочитают не говорить?
— Самое страшное, что могло произойти в отношении Беларуси, уже свершилось: оккупация, Беларусь находится под полным военным контролем России. Дальнейший процесс никак не зависит от Евросоюза. Запад демонстрирует абсолютно невнятную политику. Даже действия Минска, как ни смехотворно, расцениваются им как автономные, как действия независимого государства. Хотя очевидно всем, что налицо простое исполнение политической воли Кремля.
Дальнейший процесс разгосударствления Беларуси не встретит никакого сопротивления со стороны Запада: во-первых, нет никаких механизмов сдерживания, а во-вторых, на фоне войны в Украине процесс деконструкции беларусского государства будет незаметным.
Честно говоря, не хватает литературных слов, чтобы охарактеризовать такую позицию, когда обсуждается уничтожение независимого государства.
На мой взгляд, беларусское демократическое сообщество, руководство Украины уже сейчас перед международным сообществом, в частности, перед ООН, перед ОБСЕ должны поставить вопрос о том, чтобы европейские государства обнародовали все разговоры с Путиным, в которых упоминалась Беларусь. Именно эти разговоры, повторюсь, во многом инициировали войну в Украине, учитывая ватную позицию западных государств.