“Дотянуться до небес”. Партийная реформа в Беларуси: что и сколько раз не так?
Александр Лукашенко вновь заговорил о партийной реформе в Беларуси. Этому предшествовали заявления провластных пропагандистов, в которых прослеживалась тенденция в партийном строительстве, выбранная властями.
В коридорах власти идея витала давно.
К мысли о реформе в этом направлении властей подтолкнули кандидаты в кандидаты в президенты – Виктор Бабарыко и Валерий Цепкало, которые озвучивали планы по строительству собственных партий. К концу 2020 года у Лукашенко было несколько вариантов развития событий:
— замораживание ситуации с партиями. Новые не регистрировать, старые оставить как есть
— ликвидация всех партий и создание на базе „Белой Руси” единственной правящей партии, по примеру КПСС (этот вариант включал в себя так называемое Всебелорусское собрание)
— создание правящей партии (на основе „Белой Руси”), КПБ и ЛДПБ (для видимости демократичности).
Остальные проекты представляли собой вариации.
Объединение КПБ со „Справедливым миром” (для усиления КПБ), перерегистрация КХП-БНФ (для видимости присутствия „реальной” оппозиции, регистрация „Демократического союза” Юрия Воскресенского в качестве партии.
Можно только предполагать, почему власти отказались от перечисленных вариантов. На мой взгляд, объединения КПБ и „Справедливого мира” невозможно из-за принципиальной позиции последних. КХП-БНФ, хоть и не имеет реального актива в Беларуси и действует на данном этапе в интересах властей (углубляя раскол в оппозиции) в любой момент может изменить позицию.
Что касается „Демократического союза” Юрия Воскресенского, то за последний год они не смогли показать, что могут построить реальную политическую силу. А партии из Андрея и Юры явно недостаточно.
Если после событий 2020 года создавалось впечатление, что власти сделали выводы и начинают работу над ошибками, то сейчас абсолютно очевидно, что массовые протесты ничему не научили режим. Озвученные подходы приводят к фактически однопартийной системе. Немного разберем по идеологиям три предложенные варианта:
— „Белая Русь” – идеология отсутствует в принципе. Многолетний поиск не дал результатов.
— „КПБ” – формально коммунизм, но в реальности партия давно отошла от основных постулатов. Эта ситуация вызвана тем, что для коммунистической идеологии Александр Лукашенко и его окружение являются классовыми врагами.
— „ЛДПБ” – формально носители либеральной идеологии, в которой государство является „ночным сторожем”, фактически много лет копируют российский ЛДПР. По заявлениям организация скорее относится к правым радикалам.
Все предложенные структуры объединяет несколько, ключевых для действующий власти, признаков:
— абсолютная лояльность Александру Лукашенко
— беларусский народ рассматривается только через призму российского. Фактическое отрицание беларусов как самостоятельной нации
— многолетние соучастие в фальсификации выборов в Беларуси
— активная поддержка репрессий по отношению к гражданскому обществу
— активное участие в беларусской государственной пропаганде.
Но давайте разберемся, для чего вообще нужны партии беларуским властям? Есть несколько ключевых проблем, которые власти очень хотели бы решить за счет партийного строительства:
- Оторванность власти от общества. Как и до 2020 года, она живет сама по себе – народ сам. Такая положение вещей приводит к возникновению революционной ситуации в стране.
- Отсутствие полного, тотального контроля над гражданским обществом в Беларуси.
- Политические структуры излишни самостоятельны и могут претендовать на власть в государстве. Создают среду для формирования национальных, народных лидеров.
- Партии должны создавать видимость демократии без ее реальной составляющей – власти народа.
- Прорвать экономическую и политическую блокаду Беларуси. Выйти из роли „страны — изгоя”.Ликвидация партийных, общественных структур переведет (политологически) действующие власти из „авторитарного режима” как сейчас, в классическую „диктатуру”. Поэтому власти стараются сохранить „ветрину”.
- Предоставить рабочие места пенсионерам от власти, занять неадекватных, радикальных сторонников.
Фактически озвученный Олегом Гайдукевичем вариант не решает проблем власти. Мировое сообщество не обманешь присутствием декоративных партий. Общественные приемные „Белой Руси” и „ЛДПБ” как не работают, так и не будут работать, даже если первые из общественного объединения станут партией. Тотальный контроль не приведет к реальному росту структур. Отсутствие реальной политической конкуренции приводит к деградации провластных партий и общественных объединений. Практически ни одна из них не готова учувствовать в свободных и демократических выборах в стране.
Создание нескольких „центров силы”, большая внутренняя конкуренция в оппозиции приводит к тому, что у оппозиции сформировалось большое количество лидеров, в то время как у официальной власти можно наблюдать лишь рост количества пропагандистов. Количество идет в ущерб качеству, поэтому многочисленные „азаренки” фактически занимают одну и ту же аудиторию.
Результатом предложенной реформы станет окончательное уничтожение гражданской активности в Беларуси, приведет к большей радикализации общества.
Очень многое сейчас зависит от событий в Украине. Возможная победа украинского народа над российской агрессией вынудят идти путем либерализации Россию, а в след за ней и Беларусь.
Белорусское „чудо” не может существовать без постоянных денежных вливаний и дотаций.
Илья ДОБРОТВОР