Цели поставлены, задачи определены: шаг влево, шаг вправо — ликвидация
Истина в гуманитарной сфере всегда относительна. Невозможно понять «куда идем мы с Пятачком», не имея представления о том, куда идет остальной мир.
Попытаюсь пояснить эту тривиальную мысль на примере Совещания по законопроектам, регулирующим развитие гражданского общества, работу партий и общественных объединений.
Взятое само по себе оно ничего не добавит нам к пониманию настоящего и будущего Беларусской модели. Но подобно тому, как скрытому изображению на фотобумаге необходима ванночка с проявителем, Беларусской модели требуется фон. В свою очередь для понимания роли фона мне потребуется напомнить старый анекдот.
«Какой у вас опыт работы на руководящих должностях?», — спрашивает директор фирмы у кандидата на роль своего зама.
— Нулевой. Я любое дело способен завалить.
— Так зачем вы мне нужны?
— А представляете, как вы будите смотреться на моем фоне?
В нашем случае в качестве фона предлагаю использовать политические и экономические реформы, инициированные Касым-Жомарт Токаевыым, президентом Казахстана, второй по мощи постсоветской державы. Благо 1 сентября он обратился с посланием к казахскому народу.
Документ объемом в 20 страниц подробно анализировать нет возможности, поэтому ограничусь всего несколькими цитатами.
Экономика
Приоритетами нового экономического курса станут:
стимулирование частной предпринимательской инициативы, то есть отход от госкапитализма и чрезмерного вмешательства государства в экономику;
развитие конкуренции, то есть обеспечение равных возможностей для всех;
предстоит поэтапно отказаться от вмешательства государства в ценообразование.
Разумеется, одно дело — декларации и совсем другое — реальные дела. И тем не менее.
Политика
Предлагаю осенью текущего года провести внеочередные президентские выборы.
Для успешной реализации кардинальных и всесторонних реформ, направленных на построение Справедливого Казахстана, требуется новый мандат доверия народа.
Поэтому я готов пойти на досрочные президентские выборы, даже несмотря на сокращение собственного срока полномочий.
Предлагаю установить ограничение мандата президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания.
В случае переизбрания общее пребывание Токаева на посту президента не изменится и составит 10 лет.
Новый парламент предлагается формировать по партийным спискам и одномандатным округам, что даст толчок развитию партий.
Важно отметить не только то, что прозвучало в послании, но и то, что не прозвучало. Вы не поверите, в документе на 20 страниц не нашлось места для характеристик западных кукловодов и их роли в организации массовых протестов в декабре 2022 г.
Не удалось обнаружить в тексте послания и слово «мобилизация». Напротив, слово с корнем «един» (единая нация, стать крепче в своем единстве, обеспечить единообразие в отправлении правосудия и т.д.) щедро рассыпано по всему документу. Добиваться же единства предлагается за счет сплочения сограждан «вокруг общенациональных интересов».
Ремейк приводных ремней
Беларусам предлагается принципиально иной вариант сплочения:
«В такие времена любое государство начинает мобилизовываться и концентрироваться вокруг одной-двух фигур и так далее. У нас это президент по Конституции, никуда от этого не денешься».
Все верно. Казахстан — Азия, Беларусь — Европа, и потому никуда белорусам от этого не деться. В отличие от постсоветских республик, с легкостью отказавшихся от опыта СССР, «в Беларуси не спешили что-то быстро ломать, подходили ко всем вопросам вдумчиво и не торопясь».
Все самое ценное из советского прошлого, включая коммунистическую партию, профсоюзы, молодежные организации, союз женщин и объединения ветеранов, после незначительного тюнинга удалось сохранить и приумножить под модным в наши дни брендом «Структуры гражданского общества» (ГО). Все вместе и каждая по отдельности они призваны выполнять роль опор «нашего государства».
Почему в начале 90-х родители современных опор со своей задачей не справились и власть оказалась в грязи — публично обсуждать у нас не принято. Тем не менее с советским опытом архитекторы Беларусской модели носятся как с писаной торбой. Отсюда вслед за Сталиным стремление превратить профсоюзы и примкнувшие к ним общественные организации в приводные ремни государства.
Бельмо на глазу
Разумеется, существует и альтернативный взгляд на природу ГО. Кратко изложу его с помощью одного из самых ярких социальных мыслителей XX века, англо-немецкого философа, социолога и политолога Ральфа Дарендорфа:
первый важный признак ГО — многообразие его составляющих.;
второй — автономия многих организаций и институтов, при этом под автономией прежде всего понимается независимость от властного центра; третий признак связан с поведением людей.
«Здесь мы сталкиваемся с личностной стороной гражданского статуса — с гражданским сознанием. Гражданин не спрашивает, что другие, особенно государство, могут сделать для него, а сам делает что-то».
И в качестве финального аккорда:
«Совершенно очевидно, что для всех диктаторских притязаний ГО — бельмо в глазу. Авторитарные правители позволяют им существовать разве что в виде приватных ниш «внутренней эмиграции». Это, однако, противоречит публичному по сути своей характеру ГО. У тоталитарных режимов ничто не вызывает такой ненависти, как ГО, противостоящее их произволу».
А теперь перенесемся на совещание во Дворец Независимости.
«Как определить, правильно действуют партии или нет? У нас прекрасная есть организация — Всебелорусское народное собрание (ВНС). Там будут представлены и политические партии, и гражданское общество. ВНС определит контуры нашего будущего, ту колею, по которой будет двигаться государство. Присутствовать будут все. И будьте добры все вот этого курса, который будет там определен, придерживаться. Ушли влево, вправо — партия или общественное движение должно быть ликвидировано».
***
Подобно тому, как природа не терпит пустоты, Беларусская модель, в основе которой лежит власть моносубъекта, не терпит иных субъектов ни в управленческом классе, ни в обществе. Подобно персонажу из анекдота, не способного размножаться в неволе (в браке), она неспособно воспроизводиться в конкурентной, т.е. политической среде. Поэтому любые структуры, ставящие перед собой иные цели, кроме поддержки власти моносубъекта, должны быть ликвидированы.