TOP

Не противиться уходу эпохи: уроки от тех, кто ее создавал 

Когда смотришь трансляцию похорон британской королевы, невольно вспоминаешь две простые истины. Во-первых, все мы смертны – хоть и не всегда внезапно. А во-вторых – человеческая память весьма избирательна. Особенно с исторической перспективы.  

Кончина Елизаветы (почти сразу после Горбачева, а до этого в мир иной ушел Шушкевич) как будто венчает некий сценарий, написанный определенно не нами. Но именно нам предоставлен хороший повод для размышлений.

Может ли герой эпохи ее пережить – и при этом остаться героем? Как выяснилось, может – если захочет. Или, во всяком случае, не будет уходу своей эпохи противиться.

Казалось бы, кое-кто мог бы извлечь из этого очевидный урок. Но вряд ли, конечно.

 

Два типа вечности

С одной стороны, есть вечность метафизическая — самый важный венец биографии. В ней многие первые будут последними – и наоборот.

 Но говорить о такой вечности (хотя только она – вечность во полном смысле слова) здесь не особо уместно: наши «первые» вряд ли в это верят, судя по их делам.

Однако есть и куда более осязаемая категория – историческая перспектива.  Именно она актуализировалась в связи с этой недавней чередой кончин. Появился хороший повод задуматься: а как будут к тебе относиться лет этак через тридцать после твоей смерти – неважно, физической или политической?

Об исторической роли Горбачева в интернетах последнее время спорили долго. Кто-то не собирался прощать последнему советскому лидеру его прегрешений (чаще всего вспоминали Чернобыль и Вильнюс), но большинство все же не столь злопамятно. Реакции мне встречались в основном комплементарные.

И это невзирая на то, что последний период правления Горби вполне можно назвать реакцией, да и гкчэпэшные «ястребы» вроде Язова и Пуго были назначены на высокие должности им самим — незадолго до фатальных для него событий.

Но это забылось – как и знаменитая денежная реформа, и даже сухой закон. В памяти остались перестройка, гласность, ветер перемен…

Рискну предположить: все дело в том, что Горби вовремя ушел. Или вернее, не упирался, когда его уходили. Прояви он тогда характер – и персонажа с довольно рудиментарными даже для своего времени взглядами (как ни как, он до последнего был верным ленинцем) сегодня вспоминали бы совсем иначе. И вряд ли добрым словом.

Даже вне зависимости от того, удалось бы тогда первому и последнему президенту СССР удержать трон.  Впрочем, и ему это сегодня было бы уже неважно…

Да что тут говорить, если светлой памяти любительница шампанского и коргов вызывала мимишные эмоции далеко не всю свою долгую жизнь. Многие позабыли, что взошла она на трон еще в ту пору, когда Британия была колониальной империей – пусть себе, уже и в стадии распада. Но довольно жестокая (хотя, конечно, не настолько, как сейчас) война против сторонников независимости Малайи пока шла полным ходом.

Не вспоминают и том, как полстолетия назад “Sex Pistols» рифмовали «the queen» и «fascistregime» – причем эта песня стала чуть ли не гимном поколения.

Но потом все окончательно утряслось, и «пистолеты» заняли достойное место в фигуральном музее британской истории. Всего в нескольких залах от королевского трона (там экскурсии анимированные).

 Вот поэтому не шибко сентиментальные британцы сутками стояли в очереди, чтобы лично попрощаться с королевой.

Важно уйти хорошо

Избитые фразы «Вместе с ними уходит эпоха» в данном случае совсем неуместны. Про королеву и так все понятно. Время Горби (а равно, увы, и Шушкевича) тоже ушло уже очень давно. Но они успешно смогли его пережить – пусть и оставаясь в тени.

Их уход (не так чтобы безвременный: оба благополучно дожили о глубокой старости) стал хорошим поводом для оценки тех эпохальных явлений и событий, символами которых они являются. Старшие из нас хорошо их помнят, но сейчас мы воспринимаем все в ином ракурсе, уже без прежней остроты чувств. То есть, в исторической перспективе.

Скромные похороны Шушкевича, пробывшего у власти без года неделю, внезапно собрали огромное количество людей. Думаю, это была дань уважения не только конкретному политику, но и тем ценностям, которые он олицетворяет. Европейской и демократической Беларуси.

И в такой день никто, конечно, ему не предъявлял, что эти ценности он не смог отстоять.

Куда более удивительной была реакция на кончину Вячеслава Кебича. Те люди, которые в свое время называли его чуть ли не ставленником Москвы, вдруг стали делиться теплыми воспоминаниями о нем.

Никто не припоминал ему того, что он топил за возрождение СССР, да и президентские выборы делал под себя – но все пошло не по плану. Зато в ходу была полуапокрифическая история с распитием бутылки водки в честь объявления независимости Беларуси.

Да, что ни говори – важно уйти хорошо. Или, по крайней мере, тихо.

 

Мысленный эксперимент

И тут самое время для нехитрых игр воображения. Что если попытаться взглянуть на нынешние события глазами человека, который живет лет хотя бы через тридцать?

Нынешний пропагандистский бред вряд ли будет играть хоть какую-то роль в их восприятии. Кто сегодня вспомнит эпохальную статью «Пена на волне перестройки» (1988)?

Точки к тому времени уже так или иначе будут расставлены – хотя бы сбольшего. Эмоции угаснут, лозунги забудутся, но есть ведь и элементарные общечеловеческие ценности: что такое хорошо и что такое плохо.

Эти представления из века в век особенно не меняются. И к ним рано или поздно возвращается все общество (правда, порой ненадолго).

Думаю, такую картину воображение каждого честного перед собой участника эксперимента (вне зависимости от его нынешнего положения) нарисует примерно одинаково. Ну и да – многие последние и совсем сейчас бесправные в ней действительно будут первыми.

…В общем, все это могло бы вдохновить кое-кого на определенные мысли. Но не вдохновит, конечно, увы. Не стоит и сомневаться.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.