Почему Путин провел «частичную мобилизацию», но при этом не объявил войну Украине?
Придется ли официальному Минску исполнять союзнические обязательства в Украине? Почему после «референдумов» на оккупированных украинских территориях Минску придется покрутиться?
“Частичная мобилизация” в России уменьшает потребность в использовании беларусских военных, но Москва может попытаться углубить конфликт еще больше. Так считает директор Института мировой политики (Киев, Украина) Евгений Магда.
– 21 сентября Владимир Путин объявил в России «частичную мобилизацию», под которую могут подпасть 300 тысяч человек. Госдума РФ приняла законопроект, который вводит в Уголовный кодекс понятия «мобилизация», «военное положение» и «военное время». Но Кремль так и не объявил войну, которую ведет с 2014 года. Почему?
– Мобилизация была объявлена по той простой причине, что Россия получила тяжелое поражение в Харьковской области и имеет серьезные проблемы с наполнением своих Вооруженных сил, и ей необходимо показывать хоть какие-то сигналы для своего собственного населения. Отсюда – и так называемая «частичная мобилизация», хотя степень частичности в российском законодательстве не определена, и угрозы использовать ядерное оружие.
Почему Путин не объявляет войну? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Дело в том, что война объявляется равному государства, а все действия Путина направлены на то, чтобы оспаривать существующую у Украины субъектность. Поэтому объявления войны не будет, ведь она для России, наверное, даже хуже, чем возможность каким-то образом влиять на международное сообщество. Поэтому лукавство будет до последнего. Ну и давайте не забывать, что логика российской власти заключается в том (и об этом свидетельствуют заявления господина Шойгу), что они ведут войну с Западом, а не с Украиной.
– Три (Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан) из шести стран ОДКБ – запретили под угрозой уголовного преследования своим гражданам воевать на стороне России. Это конец ОДКБ?
– Да, абсолютно очевидно, что ОДКБ уже мертв, и, по-моему, только его труп могут пытаться показывать окружающим. Потому что когда Организация договора о коллективной безопасности не может обеспечить коллективную безопасность своим членам, то налицо достаточно интересный сюжет. Первой это ощутила Армения еще в 2020 году, теперь и государства Центральной Азии. Я в принципе предполагаю, что они получили необходимые гарантии безопасности от Китая, потому и могут себе позволить игнорировать любые российские телодвижения.
– В одной упряжке с Россией осталась только Беларусь, которая повязана с РФ не только членством в ОДКБ, но и “союзным государством”. Выросли ли риски вступления беларусской армии в войну после 21 сентября?
– Да, действительно, республика в одной упряжке с Россией, это очень хорошо заметно. Минск старается быть в отношениях с Москвой святее Папы Римского…
Сложилась достаточно любопытная ситуация. С одной стороны, мобилизация, объявленная у “старшего брата”, уменьшает потребность в использовании беларусских военных, а с другой стороны – я бы не исключал, что Россия все же попытается (раз конфликт с Украиной в ее понимании переходит в другое качество), углубить его еще больше. Но здесь уже все зависит не от Лукашенко, а от самих беларусских военных, от понимания того, куда их пытаются втянуть таким образом.
– Что изменили для Украины события последних дней?
– Так называемые “референдумы” ничего не имеют общего ни с демократией, ни с правом на самоопределение, это нужно понимать абсолютно четко. Точно так же надо понимать, что в российской Конституции не закреплено право нации на самоопределение, и это тоже достаточно показательный факт.
А вот Лукашенко придется наверное немножко покрутиться: исходя из того, что несколько лет назад крутились разные слова о так называемых “народных республиках” на территории Беларуси, то ему, видимо, нужно будет искать для себя самого оправдания, для своих слов, действий и вообще, надо ли признавать эти территории частью Российской Федерации.
О том, что их собираются втянуть в Российскую Федерацию, сомнений у меня нет. Напомню, что оккупированный в 2014 году Россией Крым Лукашенко так и не посетил, несмотря ни на что. Здесь еще интереснее пространство для маневра, но безусловно, все будет зависеть от него самого.
Часто представители беларусской оппозиции говорят об оккупации Беларуси со стороны России. Но в Украине этот тезис воспринимается не очень хорошо, потому что он не всегда соответствует действительности, есть по этому поводу вопросы.
Но я сейчас о другом. Россия активно мобилизует мужчин на оккупированных территориях, и для беларусов это тоже должно стать сигналом. Сигналом, что нельзя молчать, нельзя все это воспринимать спокойно. Если они будут спокойно воспринимать действия России, то либо они сами, либо их родные и близкие рискуют неожиданно оказаться с автоматом в руках в зоне проитиводействия украинской армии.
Интересный повод для размышлений, не правда ли?