Посол Швейцарии вручила верительные грамоты Лукашенко. Единая политика Евросоюза разрушена? Нет. И вот почему…
Посол Швейцарии в Беларуси Кристен Хонегер-Золотухин 30 сентября вручила свои верительные грамоты Александру Лукашенко. Многие эксперты посчитали этот жест официальным признанием действующего белорусского режима.
К примеру, бывший сотрудник Министерства иностранных дел Беларуси Павел Слюнкин отметил, что вручение верительных грамот состоялось «несмотря на нелегитимность Лукашенко, соучастию в войне в Украине и более 1300 политзаключённых… Старая хорошая реальная политика».
Для чего нужны верительные грамоты и их копии
Любой посол, который начинает работу в новой для себя стране, непременно проходит процедуру вручения верительных грамот. Она состоит из двух этапов. Первый — вручение копии верительных грамот главе МИДа. Это делается для того, чтобы дипломат мог начинать свою работу, не дожидаясь официальной встречи с главой государства. Обычно руководитель страны принимает верительные грамоты у группы дипломатов. Так, 30 сентября тот же Лукашенко встречался с представителями сразу 10 государств. Среди них были новые послы Кубы, Бразилии и других стран. Вручение оригиналов и есть второй этап.
Ранее послы-европейцы демонстративно отказывались вручать Лукашенко свои верительные грамоты. Этим жестом они подчеркивали — их государства не признают выборы президента в 2020-году легитимными. Подавляющее большинство стран продемонстрировали свою позицию одинаково. Они отозвали своих послов, возложив руководство офисами на временных поверенных.
Некоторые, однако, вынужденно поступили иначе. Так, Франция объявила о ротации своего посла ещё до начала выборов. Николя де Лакост, приехав в Минск, передал копии своих верительных грамот министру Макею. Далее всех волновал один вопрос — будет ли он вручать оригиналы Лукашенко.
Под разными предлогами де Лакост отсрочивал эту процедуру. Когда с момента его появления в Беларуси прошёл почти год, а грамоты так и не были вручены, внешнеполитическое ведомство Беларуси потребовало, чтобы он незамедлительно возвращался в Париж. Что и было сделано.
Поменяла своего посла Эстония. Но МИД этой страны сразу предупредил — Яак Ленсмент не поедет в Минск, а будет выполнять свои функции, находясь в Таллинне. Причину такого решения эстонцы не скрывали. Они не хотели, чтобы вручение верительных грамот новым послом воспринималось как легитимизация режима Лукашенко.
Особый интерес Швейцарии
Кристин Хонегер-Золотухин вручила копии своих верительных грамот министру Макею ещё в феврале. На естественную критику таких действий внешнеполитическое ведомство Швейцарии ответила, что это не означает легитимизацию действующего в Беларуси режима.
Тогда у Швейцарии были в Беларуси свои интересы — освобождение Натальи Херше. Эту женщину, гражданку Беларуси и Швейцарии (ее муж — гражданин Швейцарии) задержали в Минске во время массовых протестов. 19 сентября 2020 года она сорвала маску с омоновца, который «работал» сучастницами женского марша за свободные выборы. Наталью потом осудили на 2,5 года колонии. За решёткой она провела 17 месяцев.
Долгое время белорусские власти не хотели отпускать Херше. Но в конце концов послу удалось разрулить ситуацию. Наталью, которой оставалось отсидеть ещё 17 месяцев, все же выпустили на свободу. А посол лично проводила ее в аэропорт и посадила на самолёт, летевший в Европу.
После этого наступила достаточно длительная пауза. И многие полагали, что вручения оригинала верительных грамот не состоится вовсе. Однако произошло то, что произошло.
Официального комментария представителей внешнеполитического ведомства Швейцарии пока нет. Остаётся только ждать появится ли оно вообще. А если появится, то будет ли это повтор позиции с вручением копии, когда подчеркивалось, что данный жест не является легитимизацией белорусского режима. Или прозвучит какая-то иная версия.
В Швейцарии решает парламент, а не президент
Формально в Швейцарии есть президент. Но его избирают всего на один год. И не всем населением, а только семью голосами членов Федерального совета. Они же избирают и вице-президента. Причём обе должности доступны только членам этого самого совета.
А поскольку Совет действует четыре года, то каждый из его семи членов успевает побыть или главой государства или его заместителем. Вот такая любопытная демократия.
Реальная же власть принадлежит в стране парламенту. А с ним у Палаты представителей Беларуси сложились особые отношения.
Все началось с того, что в предыдущем составе Палаты международную комиссию возглавил Валерий Воронецкий. До этого он работал послом в Австрии и представителем при ОБСЕ, штаб-квартира которой находится в Вене. А до переезда в Вену заместителем министра иностранных дел, курируя европейское направление внешней политики.
Используя свои обширные международные связи и благоприятную ситуацию (если помните, Лукашенко тогда вовсю заигрывал с Западом), дипломат-парламентарий много сделал, чтобы восстановить утерянные международные связи. Особенно по душе пришлась его деятельность главе Палаты Владимиру Андрейченко.
Человек, которого раньше в упор не видели западные коллеги-парламентарии, вдруг стал ездить в Европу. Побывал в Швейцарии раз, потом второй. Тут его встречали по всем правилам международного этикета. Зачастили в Минск и швейцарские гости…
Думаю, отцы-демократы тогда преувеличили свои возможности. Похоже, они наивно полагали, что показав и рассказав как действуют демократические законы в их стране, они сумеют перевоспитать политиков из тоталитарного, но все же европейского государства. Ради этого дипломатическое представительство Швейцарии в Беларуси, которое многие годы находилось в статусе «отделения посольства» повысили до уровня полноценного посольства. Поэтому вручение верительных грамот послом Швейцарии и стало возможным.
И последнее. Возможно кто-то из читателей поинтересуется: как такие поступки согласовываются с единой европейской политикой относительно Беларуси?
Никак, ибо Швейцария не является членом Евросоюза.
Сергей Большаков