Официальный Минск неожиданно для себя заимел очень важного политзаключенного - нобелевского лауреата. Для него это дорогой товар, за который можно потребовать от Запада большой выкуп.
Как-то почти незаметно прошла восьмая в этом году встреча Лукашенко с Путиным. На этот раз в Санкт-Петербурге, на полях неформального саммита СНГ. Этот саммит приурочили ко дню рождения Путина, который праздновал юбилей – 70 лет. СНГ давно стала эфемерной организацией, мало что значащей. И чтобы собрать лидеров постсоветских государств, Москве приходится изощряться. Президентов стран СНГ приглашают на какие-то торжества, например, День Победы. И объявляют это неформальным саммитом. Теперь вот придумали собрать лидеров на дату юбилея Путина. Чтобы неприезд выглядел как демонстративное неуважение к президенту России. (Кстати, в этот раз не приехали президенты Кыргызстана и Молдовы).
Переговоры Лукашенко с Путиным продолжались около часа. Можно предположить, что это было продолжение их недавней незаконченной дискуссии в Сочи.
Между тем в беларусско-российских отношениях произошло важное событие. Москва согласилась компенсировать Беларуси потери от налогового маневра в России в виде так называемого «возвратного акциза» для белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
Взамен Минск согласился на унификацию налогового законодательства с Россией. Несколько лет руководство Беларуси сопротивлялось этому решению. По ряду причин. Во-первых, любые перемены в налоговой системе – это потрясение для экономических субъектов и экономики в целом.
Во-вторых, можно предположить, что унификация налогового законодательства будет происходить по российским стандартам. Трудно представить, что Россия согласится менять свои налоги в соответствии с беларусскими правилами. Все это означает, что Беларусь лишается возможности устанавливать самостоятельно свои налоги на добавленную стоимость и акцизы. Налоговая политика – важная составная часть экономического суверенитета любого государства. Теперь Беларусь от этого отказывается в пользу России. Также создается Наднациональный налоговый комитет, который будет следить и контролировать весь этот процесс. В результате чего Россия получает доступ ко всей налоговой базе Беларуси, всех ее налогоплательщиков. Цена вопроса — $500 млн в год, которые получит Беларусь от России в виде компенсации налогового маневра. Не так и много за сдачу значительной части экономического суверенитета.
Год назад, когда принимались 28 союзных программ экономической интеграции, эксперты спорили об их содержании. Была распространенная точка зрения, что это пустые декларации. Возможно, они на самом деле остались бы такими, если бы не война, углубляющаяся международная изоляция Беларуси. А теперь, попав в такой переплет, режим Лукашенко, ради выживания, шаг за шагом жертвует все новыми частями государственного суверенитета.
6 октября Лукашенко провел совещание по вопросу ценовой политики, инфляции. В тот же день он подписал директиву № 10 «О недопустимости роста цен», согласно которой лица, виновные в нарушении требований этого документа, должны привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.
Этой теме в Беларуси ровно столько лет, сколько Лукашенко находится у власти. Все годы своего правления он борется с ценами. Но результаты этой борьбы очень печальные. Беларусь – одна из мировых лидеров по инфляции в последние 30 лет.
Понятно, что большого экономического смысла эта директива не имеет. Давно доказано, что бороться с ценами административными методами непродуктивно. Ибо вреда больше, чем пользы. Это может привести к товарному дефициту, разорению бизнес-структур.
К тому же инфляция сегодня стала мировой проблемой. Это последствия ковида и роста цен на энергоресурсы, продовольствие в связи с войной России против Украины.
Безусловно, издание данной директивы — это шаг политический. Его Лукашенко применял много раз. Это попытка вернуться в экономический популизм. Но в последние годы слишком много поменялось в стране, чтобы такими примитивными приемами можно было улучшить свой имидж.
Но здесь важно обратить внимание, как последовательно движется Лукашенко в сторону мобилизационной экономики. Идет борьба с бизнесом, ухудшаются условия работы индивидуальных предпринимателей, агроусадеб. Лукашенко приказал мобилизовать на сельхозработы студентов и школьников, потребовал запретить свободное перемещение по стране управленческих работников и специалистов. Ибо 2020 год показал, что рыночная экономика создает социально-политическую среду, которая является серьезной угрозой для существования диктатуры.
Еще 10 лет назад белорусы о таком и мечтать не могли. А сегодня у них уже второй Нобелевский лауреат за семь лет. Известный правозащитник Алесь Беляцкий получил Нобелевскую премию мира. В определенном смысле мир узнает о Беларуси благодаря Нобелю.
Представитель МИД Беларуси Анатолий Глаз уже заявил, что Нобелевская премия мира политизирована. Упрек странный. Ведь из всех Нобелевских премий эта премия – единственная, которая имеет в значительной степени политический подтекст. Ведь как можно бороться за мир вне политического пространства? Проблемы войны и мира являются главными политическими проблемами современности. Поэтому премия мира просто не может быть неполитизированной по самой своей природе.
Война в Украине сыграла важную роль в выборе лауреатов этого года. Это подтвердила председатель Нобелевского комитета Берит Рейсс-Андерсен: «Сфера премии мира — это не война в Украине, но это, несомненно, очень серьезный ее фон».
Давать премию мира, не обращая внимание на первую после 1945 года большую войну в Европе, потрясшую весь мир, было бы нелогично. Лауреаты должны были быть как-то связаны с этим событием. С другой стороны, найти кандидатов на премию мира во время беспощадной войны — задача не из легких.
Нобелевский комитет не стал награждать политиков. Хотя среди кандидатов были Владимир Зеленский, Алексей Навальный, Светлана Тихановская. Выход был найден путем вручения премии правозащитникам трех стран-участниц войны. Что вызвало недовольство в Украине. Дескать, почему наградили представителей стран-агрессоров и страны – жертвы агрессии.
Причем, если из России и Украины отметили премией правозащитные организации (Мемориал, Центр гражданских свобод), то из Беларуси наградили конкретного человека — Алеся Беляцкого. Хотя могли бы и здесь выбрать правозащитный центр «Весна», который возглавляет белорусский лауреат.
Можно предположить, что на это решение повлияло несколько факторов. Прежде всего, следует напомнить, что Алесь Беляцкий пять раз номинировался на Нобелевскую премию мира. То есть у него был большой бэкграунд в этом плане.
Второй момент. Важным фактором стало и то, что Беляцкий сейчас находится за решеткой вместе со своими соратниками по «Весне». Причем, второй раз в жизни. И теперь ему «светит» немалый срок в колонии (суда еще не было). Он признан политзаключенным и узником совести.
Также следует отметить, что нынешний Нобель для Беларуси – это отголосок катаклизма 2020 года. Тогдашние протесты какое-то время были самым крупным мировым событием. Поэтому можно считать, что эту награду завоевали те десятки и сотни тысяч белорусов, которые два года назад выходили на улицы в течение нескольких месяцев.
Награждение Беляцкого, находящегося за решеткой, должно привлечь внимание мировой общественности к тому, что в Беларуси более тысячи политзаключенных.
Что касается реакции властей. Высказывалось много мнений, что этим решением Нобелевский комитет поставил белорусский политический режим в неловкое положение. Ему вроде бы дискомфортно, что нобелевский лауреат находится за решеткой. Но и освободить его неудобно, ибо это будет выглядеть так, будто Лукашенко испугался морального давления мирового сообщества.
Может быть, и так. Но, возможно, все намного проще.
Лукашенко неожиданно для себя заимел очень важного политзаключенного. Для него это дорогой товар, за который можно потребовать от Запада большой выкуп.
8 октября 2022 г.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…