Categories: Социум

Президент ходит там, где бездельничают другие. А бездельников хватает!

Опыт, полученный на рубеже 80-90-х годов прошлого века, подсказывает мне, что на станцию Дно Россия прибудет не в одиночку.

Для понимая большой и не очень большой политики порой достаточно приглядеться к братьям нашим меньшим. Возьмем, для примера, кошек. Почему они не любят купаться?

Специалисты выделяют четыре причины. Но я ограничусь одной, позаимствованной на сайте newgrodno.by:

«Любые кошки, в том числе домашние, чувствуют себя хорошо только когда полностью контролируют ситуацию. Погружение в чуждую стихию, когда для лап нет опоры, пугает кошку и заставляет ее предпринимать попытки вернуть все под контроль. Кошки помешаны на контроле и «подвешенное» состояние, в которое они попадают в воде, вызывает у них панику».

Помешанных на контроле и пугающихся в «подвешенном» состоянии хватает и среди представителей вида homo sapiens. Особое внимание следует обратить на подвид, основу которого составляют авторитарные руководители. «Погружение в чуждую стихию, когда для лап нет опоры», а в качестве таковой воспринимается любая конкурентная среда, направляет их энергию на строительство властных вертикалей и на отмену ограничения по числу сроков пребывания на высшем государственном посту.

Главный враг такого подвида — принцип разделения властей, а главный способ его преодоления заключается в несведении верховной власти ни к одной из ее ветвей. Она как бы парит над ветвями, ни одной из них при этом не являясь. В политологии такое «парение» с подачи историков Юрия Пивоварова и Андрея Фурсова принято называть «русской властью». Свой окончательный вид она приняла при Иване Грозным в ходе опричнины (1565-1572), и практически без изменений дожила до наших дней.

Пример оказался заразительным. Чтобы не быть голословным, приведу соответствующую цитату белорусского розлива:

«Есть судебная, законодательная и исполнительная ветви власти, над которыми, по Конституции, стоит президент, который их координирует, направляет, «сводит», «разводит» и так далее» (11.10. 2013).

Если же с макроуровня слегка приземлиться, то принцип «русской власти» можно передать следующей цитатой:

«Если президент не будет ходить по цехам и не вникать в процессы — это не президент. По крайней мере, в Беларуси. Президент ходит там, где бездельничают другие» (17.12.2012).

А бездельников у нас хватает. Вот и приходится ходить, ходить и ходить…

Рынки не обманешь

Промежуточные состояния в политике неустойчивы: или демократия, но без прилагательных (суверенная, нелиберальная, делегативная и т.п.), или диктатура, как правило, персоналистская. Все прочее от лукавого и уже потому временное. Прошедший в октябре XX Всекитайский съезд КПК эту азбучную истину в очередной раз подтвердил.

«События нынешнего съезда, — поясняет специалист по вопросам российско-китайских отношений Александр Габуев, — логично продолжили тенденции, заданные еще предыдущим, XIX съездом, который прошел в октябре 2017 года. Именно тогда Си Цзиньпину удалось сломать механизм передачи власти, возникший в Китае в 1980-е при Дэн Сяопине как реакция на перегибы маоизма. По неписанной норме, соблюдавшейся с 1992 года, генсек партии (он же возглавляет Центральный военный совет КПК и занимает пост председателя КНР) и премьер Госсовета приходили к власти тандемом на два срока по пять лет».

На протяжении почти трех десятилетий сами генсек и премьер себе преемников не выбирали, что защищало от консолидации власти в руках одной группировки. Принцип коллективного руководства, пусть и не без оговорок, приближал Политбюро к аналогу совета директоров China Inc, и этот принцип себя оправдывал.

В итоге ПКПБ из совета директоров, где спорят, договариваются и ищут компромиссы, превратился в группу советников, послушную воле лидера.

Насколько замена самостоятельных на лояльных будет способствовать дальнейшему развитию китайской экономики — станет ясно в ближайшие годы. Необходимо, однако, отдавать себе отчет в том, что замена произошла на фоне проблем в банковском и строительном секторе, а также технологической войны с США, обрушивших темпы роста китайского ВВП в этом году до 2,2-4,1% при официальной цели «около 5,5%» (в диапазоне 0-2% по оценке специалистов по Китаю Rhodium Group).

Все новые назначенцы на высшие посты Китая сделали свою карьеру при Си. Никто из них достижениями не отметился, что позволит китайскому «обнуленному» прокладывать курс, руководствуясь собственным представлением о прекрасном.

«Основы этого курса — упор на национальную безопасность, а не на экономическое развитие; сглаживание социальных противоречий за счет перераспределения ресурсов в пользу беднейших слоев; опора на собственные силы в сфере технологий с форсированным импортозамещением; ставка на национализм во внешней политике — с учетом нарастающего соперничества с США и обострения ситуации вокруг Тайваня», — перечисляет Александр Габуев.

Нет ничего удивительного в том, что рынки, открывшиеся после окончания съезда, отреагировали на новости падением.

Никто не даст гарантии

При всей судьбоносности последних событий в Китае не стоит забывать о происходящем в России, в которой современный пул кремлевских старцев с каждым днем все стремительнее теряет контроль над «спецоперацией».

Контуры России будущего с каждым днем проступают все отчетливее. Вот какой она видится политологу Владимиру Пастухову:

«Я убежден в том, что те события, которые мы пережили на протяжении последнего десятилетия, особенно в заключительной его трети, с 2019 года по сегодняшний день, делают прибытие России в очередной раз на станцию Дно неотвратимым. Мы можем спорить о сроках этого прибытия, оптимистичные люди считают, что мы можем дотянуть до 2036-2040 года. Я считаю, что этого времени в сегодняшнем состоянии у России нет, и довольно скоро мы столкнемся с ситуацией, когда Россия упрется в исторический тупик».

Опыт, полученный на рубеже 80-90-х годов прошлого века, подсказывает мне, что на станцию Дно Россия прибудет не в одиночку. Как три десятилетия назад, власть окажется в «подвешенном» состоянии. Как и три десятилетия назад, поднять ее смогут только новые люди. Но это не означает, что они не попытаются двигаться по старой колее.

Recent Posts

Привычка плевать в колодец. В чем ценность «обычных домиков»

Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…

29.09.2023

Почему «Диктатура технологий дает результат», но не тот, который планировался?

«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…

28.09.2023

Павлюк Быковский: Мы наблюдаем попытку собезьянничать со съездом КПСС

«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…

27.09.2023

Американские государственные школы как пример реализации частных интересов

Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…

26.09.2023

Похоже, идет к тому, что Беларусь остановит продажи сельхозпродукции другим странам

В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…

25.09.2023

О котлетах и мухах в высшем образовании

Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…

24.09.2023