Как Германия может поддержать Украину в контрнаступлении
Нарастит ли Евросоюз после успехов украинской армии на фронте поддержку Киеву и как долго Германия готова поддерживать Украину в войне.
Впервые с начала войны российская армия потерпела значительные поражения на поле боя. Украинское контрнаступление в Харьковской области практически полностью выбило российские войска из региона. Успехи армии Украины только подкрепляют и без того нерушимое намерение «коллективного Запада» поддержать Киев и Украину в контрнаступлении и всей войне до «победного конца». Aussiedlerbote поговорил с политическими экспертами, какие дополнительные ограничения и санкции может ввести против России Германия и ЕС.
Несмотря на очень ограниченные возможности, в первую очередь из-за уже введенных санкций, Евросоюз располагает в своем «арсенале» пространством для маневра. Директор Берлинского центра изучения Восточной Европы Дмитрий Стратиевский считает, что у ЕС есть три основных направления для дополнительных ограничений.
Во-первых, это усиление давления на российских бизнесменов, говорит Стратиевский. «Всех крупных финансовых воротил» могут лишить имущества не территории Европы и заморозить их счета. К таким он причисляет миллиардеров и промышленных магнатов, являющихся гражданами России и «так или иначе спонсирующих войну».
Половину царства в обмен на свободу
Слова Стратиевского косвенно подтверждает статья газеты Financial Times, в которой журналисты якобы поговорили с семью крупнейшими российскими бизнесменами под санкциями. Главным откровением публикации стало признание некоторых из них в том, что миллиардеры готовы отдать значительную часть своего состояния Украине взамен на снятие санкций.
Например, сооснователь «Альфа-Банка» Михаил Фридман якобы звонил послу США в Украине Кристине Квин и пытался договориться о таких условиях, но разговор пошел не по плану. Сам Фридман позже все отрицал, а из статьи остается непонятно — что бизнесмены будут делать без своих активов в России и зачем они Украине.
Еще одним важным инструментом давления на Россию, по словам Стратиевского, может стать ограничения параллельного импорта, на который в РФ сделали серьезную ставку. Однако, по данным Минпромторга РФ, объем подобных поставок в РФ к концу 2022 года составит всего 4% от импорта в 2021 при общем снижении из-за санкций на 33% в текущем. Официальных заявлений или сообщений СМИ о намерении ЕС ограничить «серый экспорт» в Россию не было.
Главный список
Наиболее вероятным «пакетом санкций» может стать усиление политического давления, считает Стратиевский. Так, Евросоюз может начать введение персональных ограничений против российских медийных личностей и чиновников, ранее избежавших подобной участи. Основным инструментом для этого эксперт назвал списки ФБК, обновляющиеся ежемесячно.
Однако список из 6000 человек, «разжигающих войну», неоднократно критиковался в СМИ и социальных сетях. Например, в него вошел журналист Олег Кашин, который с первого дня войны публично говорил об «аде», устроенным армией РФ. В его поддержку выступали медийные оппозиционеры. При этом из списка летом убрали основателей Ntechlab Артема Кухаренко и Александра Кабакова, которые разрабатывали систему визуального контроля в общественных местах.
При этом Стратиевский говорит, что прекращение поддержки Украины странами ЕС, особенно на фоне ее успехов на фронте, стремится к нулю. Поэтому Германия и страны Евросоюза будут поддерживать Киев до последнего дня войны, считает он. Однако «в политике есть правило никогда не говорить никогда».
«Мы можем говорить здесь о победе, но, естественно, победа Украины в этой войне может быть истолкована по-разному. Разные формулы этой победы, скажем, до окончания войны, на условиях, приемлемых для украинского правительства и украинского народа. Поэтому я уверен, что поддержка будет продолжаться дальше: финансовая, логистическая, в виде поставок оружия», — говорит Стратиевский. Также он добавил, что «не видит условий, при которых Германия свернет с пути и отменит санкции».
Ограничения в действиях
Однако у такой поддержки всегда есть «верхние пороги», которые устанавливаются возможностями экономики и запасами европейских стран.
«Германия не может поставлять вооружение, особенно тяжелое, в том объеме, в каком запрашивает Киев. Также важно учитывать экономические ограничения, ведь даже у такой богатой страны как Германия есть определенные бюджетные границы», — говорит он. Особенно сейчас, когда в мире и Европе разгорается экономический и бушует энергетический кризисы.
Возможно, что этого «потолка» европейские государства уже достигли. Так, газета Politico пишет, что в Европе уже не думают о санкциях. Со ссылкой на высокопоставленного чиновника одной из стран ЕС журналисты говорят об «ослаблении аппетита» многих держав в ограничений санкций против России. Основные опасения, о которых говорил анонимный источник, заключаются в итальянской нестабильности — там составляется новое правительство, и нежелании Венгрии участвовать в санкциях.
«Действующий энергетический кризис побуждает нервничать лидеров всех стран ЕС, поскольку многие из них боятся политических последствий. Во многих государствах речь идет о выживании их правительств», — пишет Politico со ссылкой на слова европейского чиновника.
Поддержать Украину в контрнаступлении — пути назад нет
Но ослаблять нынешние ограничения также не станут, говорит Стратиевский. По его словам, для европейских демократий крайне важна идеологическая составляющая российско-украинской войны. Разбирая возможное «предательство» Европой Украины, эксперт говорит о том, что у каждой державы ЕС есть минимальный ценностный подход, нарушение которого может привести к серьезным мировым последствиям.
При этом «предательством» в этом случае было бы понуждение Украины к миру на условиях, выгодных России. Например, потери Киевом части или всех оккупированных территорий. Немецкий канцлер Олаф Шольц неоднократно настаивал и убеждал сообщество в том, что Украину не будут подталкивать не мир третьи страны под своим диктатом.
Также в случае, если Германия и ЕС «предадут» Украину, появится прецедент, на который смогут ссылаться третьи страны при проявлении собственной агрессии. Например, это могло бы повлиять на ситуацию в Тайваньском проливе с Китаем и частично признанным Тайванем.
«Если сейчас Путин получит желаемое, то есть будет заключен мир на условиях невыгодных для Украины, то это вызовет просто глобальное крушение всей архитектуры безопасности, как в Европе, так и в мире», — уверяет Стратиевский.
Поэтому мир, в котором Украина потеряет территории, невыгоден для самой Германии как в практическом, так и геополитическом смыслах.