Россиян призывают готовить «тревожные чемоданчики»
Как сообщает ТАСС со ссылкой на Центр развития перспективных технологий, траты россиян на антидепрессанты в январе-сентябре выросли на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а потребление успокоительных препаратов увеличилось на 44%.
В статье «Переобуваться еще рано, но подумать о сменной обуви уже пора», посвященной динамике общественных настроений в России и опубликованной 1 октября, был сделан краткосрочный прогноз:
«Сентябрьский опрос (Левада-Центра) зафиксировал перелом в настроениях россиян. Процесс пошел, но он пока не компенсировал благоприятный для властей эффект, зафиксированный в марте. Не исключено, что присоединение оккупированных украинских территорий приостановит рост негативных тенденций. Насколько? Гадать бессмысленно, однако рассчитывать на длительный срок не приходится. Административный хаос и многокилометровые очереди желающих покинуть страну служат тому подтверждением».
Увы, опасения относительно реакции россиян на «присоединение оккупированных украинских территорий» оправдались.
26 октября Левада-Центр опубликовал очередной пресс-релиз «Одобрение институтов и рейтинги политиков». Его основную мысль передает следующий абзац:
«В октябре показатели одобрения государственных институтов немного подросли, отчасти отыграв падение прошлого месяца. Рейтинги доверия Владимиру Путину и Михаилу Мишустину выросли на несколько процентных пунктов, вернувшись на уровень августа».
В конце сентября одобряли деятельность Путина 77% россиян, в конце октября — 79%. Аналогичные показатели для премьер-министра Мишустина составили 66% и 68%. Одновременно с 60% до 64% увеличилась доля тех, кто считает, что дела в стране идут в правильном направлении.
Социологи Левада-Центра рост позитивных оценок политиков и государственных институтов не пояснили. Спешка хороша при ловле блох, а служенье музе социологического анализа не терпит суеты.
Тем не менее причина октябрьского подскока лежит на поверхности. Он спровоцирован подписанием 30 сентября федеральных конституционных законов о вхождении в состав России Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Херсонской и Запорожской областей.
Согласно классику российской социологии Юрию Леваде, основными чертами советского человека являются принудительная самоизоляция, государственный патернализм, эгалитаристская иерархия и имперский синдром.
Советский Союз вот уже три десятилетия как почил в Бозе, но ни одна из перечисленных характеристик своей актуальности не потеряла. Скорее наоборот. Советский человек подобно мифической птице Феникс возрождается снова и снова, и смена поколений этому не препятствует.
Глядя на этот квартет, поневоле вспоминаешь бессмертное высказывание композитора Михаила Глинки о том, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Но если для создания музыкальных произведений требуется семь нот, то для оформления неототалитарной партитуры российскому политическому классу хватило четырех.
Ложка дегтя в бочке меда от Путина
Паны дерутся, а у холопов чубы трещат. Как сообщает ТАСС со ссылкой на Центр развития перспективных технологий, траты россиян на антидепрессанты в январе-сентябре выросли на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а потребление успокоительных препаратов увеличилось на 44%.
То, что сентябрьская мобилизация вышла холопам боком, подтверждают и социологи Левада-Центра: «В сентябре произошло резкое ухудшение настроений. Количество тех, кто говорит о «прекрасном настроении» сократилось до 7% (с 15% в июле), о «нормальном ровном состоянии» до 45% (с 65% в июле). Выросло количество тех, кто говорит о «напряжении и раздражении» (с 17% до 32%) и о «страхе и тоске» (с 4% до 15%)». Такого резкого одномоментного ухудшения настроений не было за все время наблюдений.
Остается высоким и обеспокоенность украинскими событиями. Несмотря на прирастание землицей, октябрь облегчения не принес. Текущие события в Украине очень беспокоят 58% россиян, 30% — скорее беспокоят.
Ложку дегтя в бочку меда добавил и Владимир Путин. В своем выступлении на Валдайском форуме он порадовал соотечественников откровением по поводу предстоящего самого опасного и непредсказуемого десятилетия со времен окончания Второй мировой войны.
Не отстают от своего шефа и губернаторы. В частности, руководитель Орловской области Андрей Клычков призвал жителей не паниковать, но одновременно и собрать «тревожные чемоданчики», которые должны стоять у дверей квартир и домов.
Однако рост тревожности в российском обществе не привел к снижению поддержки действий вооруженных сил РФ в Украине. В октябре она осталась на уровне сентября — 73%: 44% «определенно поддерживают» и 29% «скорее поддерживают». Не поддерживают — в совокупности 20% респондентов.
Свет в конце туннеля
Но тревожность тревожности рознь. С помощью профессионального психолога и профессионального политика Леонида Гозмана от количественных характеристик предлагаю перебросить мостик к качественным:
«Восемь месяцев народ демонстрирует поддержку безумию. Нас хотят уничтожить, ограбить, поставить на колени, изнасиловать мужчин и уж не знаю, что сделать с женщинами. Даже мобилизация, когда государство потребовало отдать на смерть мужчин, ничего не изменила. Жалуются на плохую экипировку (надо, чтобы убивать украинцев было комфортно и тепло), на невыплату обещанных пособий, на что угодно, но не на то, что потерявшие чувство реальности властители затеяли никому не нужную войну и превращают свое население в убийц».
Стремление Кремля расширить базу поддержки тотальной войны и шок, разрушающий картину мира умеренных сторонников, и определяет сегодня динамику настроения россиян. Куда и в какие сроки выведет итоговая кривая — сказать сложно, но в любом случае ни политическому классу, ни обществу в целом политика, выстроенная вокруг идеи насилия и террора, дивидендов не принесет.
«То, что сегодня произошло с Россией, — поясняет политолог Владимир Пастухов, — это такое злокачественное перерождение, где речь идет не о борьбе одной цивилизации с другой цивилизацией. Речь идет о борьбе с цивилизацией как таковой. Слово «цивилизация» имеет два смысла: цивилизация как некая специфическая общность, основанная на единстве культур и чего угодно еще, и цивилизация как нечто, что противостоит дикости, варварству, голому насилию первобытного общества».
Но свет в конце туннеля, пусть и тусклый, все-таки имеется. История учит, что у дикого насилия в борьбе против принципов цивилизации нет шансов. Жертвам насилия от этого не легче, и тем не менее…