Миллиард долларов в производство без прибыли? «Уникальный» подарок ко дню революции
Руководитель государства перед 7 ноября посетил Белорусскую национальную биотехнологическую корпорацию (БНБК) в Пуховичском районе – презентовался традиционный «подарок» народу к «красному дня календаря». Состоялся официальный запуск производства комбикормов и аминокислот.
И пропагандист Юрий Щевцов победно пишет в своем канале:
«Запущена Беларусская биотехнологическая корпорация. Это проект с китайцами на более чем миллиард USD инвестиций. Прежде всего большое производство аминокислот. Объявлено, что дальше будет быстро строиться уровень — большое производство витаминов и лекарств. Одно из четырех ведущих в мире. Вроде как в ЕС у этого аналогов нет».
Что происходит на мировом рынке и есть ли там ниши для белорусов
Но вот беда: если почитать экспертов в этой области, тенденция рынка аминокислот направлена на снижение цен. Давайте немного углубимся в суть проблемы.
Импортерами аминоксилот являются такие страны, как Нидерланды (8.9%), Испания (5.4%), Россия (5.4%), Германия (5.3%), Мексика (4.8%), Индия (3.9%), Вьетнам (3.8%), Польша (3.6%), Франция (3.6%), Великобритания (3.1) и Канада (3.1%). В объеме мирового импорта они занимают 51% — это статистика за 2019 год. В целом картина не изменилась и сегодня, но стоит отметить, что в условиях санкций Россия перешла на свое производство.
Как мы видим, при международной изоляции Беларуси и открытии Россией своего производства (этот рынок мы опишем ниже), единственным возможным покупателем продукции в серьезных объёмах может быть Индия, но тут есть свои нюансы. Связаны они с географическим положением и объективной ситуацией на рынке экспортеров.
Безусловным лидером является (на 2018 год) Китай. Причем практически по всем позициям, имея в сумме 40% мирового экспорта. Но в производстве отдельных препаратов, например, треонина, его доля составляет до 80%.
Далее идут страны ЕС:
Бельгия -10%, Нидерланды – 7%, Германия -5%.
Ну и как же без США – 8%.
А вот как выглядит на этом фоне Азия: Индонезия – 9%, Южная Корея 5%, Малазия — 4%.
По прогнозам QYResearch (на 2018 год) спрос на лизин к 2025 году достигнет 3,9 млн.т ($4,4 млрд). На 2018 г. производство составило около 3,0 млн тонн. Согласитесь: рост достаточно небольшой для 7-летнего периода.
Что там новенького у соседа – союзника и конкурента в одном флаконе
Если брать наших восточных соседей, то еще летом президент ассоциации «Союзкрахмал» Олег Радин на пресс-конференции в Москве отмечал негативные тенденции на российском рынке. По его словам, если до войны лизин стоил порядка 180 тыс. российских рублей за тонну, то сейчас цена снизилась до 108 тыс.
Приведем несколько цитат из агентства Интерфакс:
«Компаниям приходится работать без маржинальности, реализовывать свою продукцию практически по себестоимости».
«Ситуация не формирует инвестиционную привлекательность отрасли»: — солидарно вторил тогда гендиректор АО «АминоСиб» Александр Петров. И даже пошел дальше, заявив:
«В случае избытка продукции мы забьем с коллегами склады, экспортировать мы не можем, придется останавливаться».
По его словам, намеченный ранее срок окупаемости был в 2025 год, но ситуация изменилась и проект пока не окупается.
Что интересно, россияне говорят о том, что в таких условиях мощности российских производителей позволят «покрыть» рынок ЕАЭС.
Высказала свое мнение на приснопамятной пресс-конференции и директор по экономике и финансам ЗАО «Беларусская национальная биотехнологическая корпорация» (БНБК) Василина Ахрамович. Она пояснила, что документы по регистрации в РФ аминокислот БНБК до сих пор лежат в Россельхознадзоре: «Положительного заключения мы до сих пор не получили».
Что имеем в сухом остатке – отобьется ли миллиард?
Из вышесказанного следует неутешительный вывод. Проект БНБК имеет очень низкие шансы на окупаемость. Даже если не учитывать факт качества строительства и оборудования самого производства, тенденции на снижение цен, закрытие большинства рынков сбыта(санкции), нежелание российских производителей (да и ситуация на российском рынке) пускать беларусских коллег, высокая мировая конкуренция вряд ли даст возможность радужным заявлениям руководства страны и пропагандистов воплотиться в реальность.
Наверное, все помнят миф о македонском царе Мидасе, который получил в дар от богов способность превращать все, к чему он прикоснется в золото. Беларусские власти обладают другой уникальной способностью – все, к чему они прикоснутся, оборачивается несбыточными иллюзиями.
К обещаниям золотых гор нам, увы, не привыкать…