Пережили фашистов, пережили коммунистов – переживем и лукашистов?
Пока в Беларуси, несмотря на критическую экономическую ситуацию все тихо, представители пожарных и службы охраны тюрем собрались в центре Варшавы на акцию протеста. Хотя там еще тише, чем в Минске.
В это трудно поверить беларусам, но силовики имеют полное право выйти на протест.
При этом, в отличии от Беларуси, в Польше достаточно уведомить местные власти о проведении акции. Конечно провластные организации и в Беларуси имеют возможность проводить что угодно, где угодно и когда угодно. Но в ЕС закон равен для всех и не важно кого ты поддерживаешь, действующую власть или оппозицию.
Стоит отметить, что если брать льготы, то государственные служащие, полиция, пожарные и сотрудники службы охраны тюрем пользуются практически такими же бонусами, что и их беларусские коллеги И даже больше. Льготный кредит на постройку жилья, спортивные залы, бассейны, комнаты отдыха. При этом зарплата даже на первоначальном этапе будет более 1000 евро. А они все равно протестуют, пока их коллеги, получающие на порядок меньше, молчат.
Право на протест – основа любого демократического общества. Без акций протеста, митингов, забастовок, стачек, власти просто не будут знать о наличии проблемы. Уличная активность привлекает внимание и помогает решать проблему.
В Беларуси много лет власти говорят, что улица – это не решение. Можно отчасти согласится с ними, ведь за активной фазой протеста следуют переговоры с властями, взаимные уступки. И ситуация меняется. Я не помню в новейший истории Беларуси, чтобы власти начали реальные переговоры с недовольными. Некогда была попытка создать фейковый круглый стол с участием оппозиции, но идея провалилась. Сейчас есть номинальный КДС Юрия Воскресенского, но это всего лишь бутафория. Никакаких переговоров, а тем более уступок народу в планах властей нет.
Протесты 2020 года показали, что в Беларуси достаточно много недовольных. Ничего не предвещало для властей беды – малочисленные акции протеста оппозиции, внутренней дрязги, отсутствие видимой поддержки. Казалось 2020-й год повторит 2015. Но оказалось, что казалось.
Сейчас режим вновь почувствовал себя уверенно. В стране российские войска, готовые в любой момент поддержать его…
Но это спокойствие мнимое. Чем сильнее затягивают гайку, тем больше шансов, что резьбу сорвет. Да и напряжение метала не стоит откидывать. Как показывает мировая история, Каддафи, Хусейна, Чаушеско свергала не оппозиция или мифический коллективный Запад. Это сделали свои же, воспитанные ими же люди. Чему научили, то и получили.
Сменяемость власти, контроль над властью, верховенство закона – вот основные принципы демократического общества. Я прекрасно понимаю, что сторонники Александра Лукашенко являются меньшинством в Беларуси. Очень агрессивным меньшинством. Безусловно их права нужно учитывать, но при этом не в ущерб интересам большинства беларусов.
Беларусы не хотят чего-то странного, они хотят вполне понятных и простых вещей. Безопасности, которая в Беларуси благодаря безнаказанности силовиков, отсутствует. Возможности работать и зарабатывать для своей семьи, а не для семьи Лукашенко и его приближенных. Возможность познавать мир, а не быть запертыми в своей стране. Быть узнаваемыми и уважаемыми в свете, а не гражданами страны третьего мира.
На протяжении многих лет население Беларуси постоянно подвергалась репрессиям с разных сторон. Российская Империя, Нацистская германия, СССР – все они проводили целенаправленную политику по уничтожению самых активных, национально – ориентированных людей. Выжили в основной массе те, кто залегали на дно.
Как часто говорили чиновники во время избирательных компаний: „Мы обязательно вас подержим, когда Вы победите”. Практически не отличалась и позиция основной массы избирателей: „Пережили фашистов, пережили коммунистов – переживем и лукашистов”. Выжившие привили своим детям советский принцип: „Думаешь одно, говоришь другое, делаешь третье”.
Но современное общество не живет за „железным занавесом”, как при СССР. Не спрячешь свои грязные делишки, не ограничишь людям к реальной информации. Беларусь безусловно станет свободной, демократической европейской Беларусью. Этого хотят адекватные чиновники, люди. Вопрос стоит только один – когда?