У бюджетников худо с деньгами. Но настроение подымают! Громадьем планов…
Беларусские власти не скупятся на обещания. И вот вице-премьер Игорь Петришенко пообещал в 2023 году увеличить заработную плату бюджетникам сразу на 17%. Но стоит ли радоваться?
«Только на 2023 год 45% консолидированного бюджета будет направлено на социальную сферу, и мы планируем увеличивать расходы на здравоохранение — порядка 16%, на 20% — в сфере образования. Мы планируем увеличение заработной платы в целом по бюджетной сфере порядка на 17%.
То есть, нынешняя средняя заработная плата бюджетников с 1258 рублей должна вырасти до 1454 рублей.
Вот только после каждого повышения зарплаты кошельки учителей почему-то не распухают от обилия банкнот, а худеют еще больше. Почему?
Разбирались в денежном вопросе с руководителем проекта «Нашы грошы» Владимиром Ковалкиным.
– Рост заработных плат в бюджетной сфере является постоянной частью официальной риторики. Бюджетники – основа провластной поддержки, поэтому позитивная повестка для данной категории крайне важна. Но весьма важны два нюанса.
Во-первых, речь идет о менее оплачиваемом секторе экономики. Поэтому при прогнозировании заработной платы ее часто сравнивают со средней по стране. Так, в 2023 году зарплата бюджетников должна составлять 75% от среднебеларусской. Это близко к текущим показателям – в бюджетных организациях номинальная начисленная заработная плата в октябре составила 1242,8 рубля, а по Синеокой 1636,4 рубля. То есть именно на четверть ниже. Это значит, существенных подвижек к части обещанного ускоренного роста ждать не приходится.
Второй нюанс заключается в том, что рост заработков для бюджетной сферы можно запланировать практически любой – в номинальном выражении государство в состоянии выплачивать сколь угодно много, т.к. распоряжается “печатным станком”.
Другой вопрос цены такого решения – инфляция. Так, повышение цен в 2022 году съело повышение доходов населения: в октябре заработки в номинальном выражении стране в среднем были на 10% выше аналогичных годом ранее, а вот в реальном на 4,5% ниже.
На будущий год в целом по стране инфляцию планируют на уровне 7-8%, а рост реальных денежных доходов населения +4,1%. Если принимать в расчет такие планы, то рост в 17%, который обещают бюджетникам, выглядит весьма оптимистичным.
Однако, осознавая угрозы для таких перспектив, опорой надежды будут резервные фонды – президентский и местных исполнительных и распорядительных органов. Эти средства используют для поддержки роста заработков бюджетников. По всей видимости, только на эффективность экономики надежд мало.
– А с какими доходами бюджетники завершают 2022 год? Выполнили власти свои обязательства перед ними?
– Да все в целом встречают 2023-й с похудевшими кошельками. Пока данных по уходящему году в целом еще нет, но за 10 месяцев заработки в среднем по стране отстают от прошлогодних более чем на 4%.
Номинальный рост съедает инфляция, которая в текущем году была крайне высокой. Параметры прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2022 год исходили из роста реальных располагаемых денежных доходов населения на 2%.
Удастся ли наверстать упущенное за ноябрь и декабрь, вопрос спорный. Потому что добиться выполнения параметра можно лишь вновь накачивая деньгами экономику. В результате – рост цен. Но это будет уже проблемой года наступающего и о ней в таком случае можно подумать завтра.
С другой стороны, государство старается обуздать административными мерами рост цен. И пока это удается, да так, что дело приводит к дефляции – когда цены месяц к месяцу могут даже снижаться.
Тут опять же много негативных сторон, о которых много говорят. В результате можно будет если и не достигнуть целевого параметра, то хотя бы выйти на уровень прошлого года за счет печатного станка и корректировки ценников. Однако в любом случае негативные эффекты обоих инструментов дадут о себе знать в будущем, ведь рост заработков не будет обеспечен ростом эффективности работы экономики.
– Власти обещают 45% консолидированного бюджета в следующем году направить на социальную сферу. Выполнены ли планы по финансированию социальной сферы в 2022-м?
– Что касается бюджетного финансирования социальной сферы, в том числе планов направить сюда около 45% консолидированного бюджета, то здесь ничего нового. Здесь и раньше главным образом за счет поддержки образования, здравоохранения и социального обеспечения базировалась основная часть расходов. В бюджете 2021 и 2022 годов – 45% консолидированного бюджета.
Другое дело, много это или мало? С учетом невысоких заработков и необходимости модернизации – явно недостаточно. Но, времена, по мнению правительства, требуют других приоритетов: существенно выросли расходы на армию и поддержание безопасности.
– Вице-премьер обещает увеличить расходы на образование на 20%. Со своей стороны Минобразования объявило, что с 1 января подымут зарплаты учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения учреждений образования (оклады им повысят на 6%), профессорско-преподавательского состава (15%). А куда уйдет остальное?
– Оплата труда в сфере образования – тема актуальная. Здесь занята очень большая часть населения, а уровень оплаты труда не самый высокий, несмотря на традиционно емкую рабочую нагрузку.
Что касается разных цифр по планам повышения заработков в отрасли, то здесь скорее всего речь о несколько разных базах сравнения. Так повышение на 20% – это про бюджетное финансирование отрасли в целом, а данные Минобразования – про один из этапов возможного повышения оплаты труда. Главное здесь — соотношение роста с инфляцией. Если она окажется высокой, то велика вероятность того, что реальные заработки вновь продолжат снижаться.