Тоталитарный постмодерн против фрески в Солах: сбить ее как дань моменту или сохранить как факт эпохи?
Может, в предпраздничные дни охота на ведьм немного бы подуспокоилась – благо и поводов для нее нет, и шашлыков с водкой хочется тем, кто так трудился весь год. Но есть инициативные граждане, что не знают ни печали ни устали, чуть ли не ежедневно выводя на чистую воду врагов народа и их пособников.
Среди недавних объектов атаки – марка с синичкой. Боюсь, чтобы это прокомментировать, у меня не хватит чувства юмора.
Другое дело – фреска на стене костела в деревне Солы, что на Сморгонщине. Здесь все куда серьезней – затронуты довольно сложные аспекты беларусско-польских отношений. Возможно, у кого-то возникнет вопрос: а вдруг здесь они правы? Попытаемся разобраться.
Кто же нас разделил?
О том, что в храме, который появился в годы Второй Речи Посполитой, есть многофигурное отображение «чуда на Висле», известно было давно. Экскурсоводы преподносили это как некую “цікавостку” – своего рода курьез. Местные привыкли и не обращали внимания. К тому же, попробуй ты разглядеть, кто там с кем дерется в отдаленной от верующих алтарной части.
Кстати, на противоположной стене изображена оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году. Даже удивительно, почему Стокгольм на это до сих пор не обиделся. Ведь на фреске убивают шведских солдат – участников спецоперации по декатолизации Польши.
Так все и дальше бы продолжалось, коль не бдительная журналистка – с заголовком про убийство советских солдат. Она нашла недовольных местным ксендзом парафиан (какая тут разница, что они говорили про ремонт крыши, а не про фреску?), записала с пробащем разговор и провела параллели с ксендзами из партизанской Армии Крайовой (вы разве не знаете, что это она воевала в 1920 году под Варшавой?).
Ну да ладно, плевать на мелкие нестыковки, давайте о главном. Может, фреска как-то причастна к страданиям нашего народа от польских панов, которые пропагандисты то и дело порываются окрестить модным сегодня словом «геноцид»?
В своем сюжете журналистка утверждает, что именно после Варшавской битвы случился раздел Беларуси. Да, роль «чуда на Висле» в этой кампании действительно сложно переоценить, но все же следует вспомнить о том, что непосредственной предтечей Рижского мира стало следующее, Неманское сражение, которое столь же бездарно проиграл Тухачевский. Плюс к этому – прагматичный расчет большевиков и нерадостное для них общее положение дел на разных фронтах.
Ленин, кстати, был готов Пилсудскому и всю Беларусь отдать. Но тот не взял. Решил, что лучше довольствоваться католическим западом (который поляки надеялись со временем ассимилировать), чем иметь внутри государства огромное инородное тело.
Это я к вопросу о виновниках раздела. Тут к месту вспоминаются известнейшие строки Коласа: «Нас падзялілі — хто? Чужаніцы,
Цёмных дарог махляры». Классик, как мы видим, ни одну из сторон особо не выделил.
Или крест, или буденовка
Однако Варшавскую битву уместно рассматривать не только в контексте самой советско-польской войны (и, тем более, беларусской истории). Надо вспомнить, что большевики воспринимали Польшу как плацдарм для мировой революции. И если бы исход сражения был иным… тогда прекрасный костел в Солах вряд ли бы построили.
О том, во что превращали костелы большевики, всем прекрасно известно. Посему не стоит удивляться, что
люди религиозные воспринимали эту битву не только как конкретное историческое событие, но и как победу светлых сил над темными. А возможность таких аллегорий и обусловила появление сюжета на стене храма.
Воинствующие безбожники точно так же имели полное право интерпретировать события той войны по-своему – чем активно и занимались. Художественных произведений на эту тему создано пруд пруди, аллегории там свои.
В общем, мнения разделились – по вполне понятным причинам. Но выбирая, за кого мы сегодня будем топить в этой истории, надо или крест надеть, или буденовку снять. А не рисовать Христа со знаменем СССР – как вариант замены фреске в Солах.
Увидев такую картинку на экране смартфона (а определенные блогеры недавно постили ее активно), любой комиссар Западного фронта тут же потянулся бы к маузеру. Но эпоха, когда и спирт пили неразбавленным, и метанарративы смешивать было не принято, кажется, безвозвратно прошла. Тоталитарный постмодернизм – это уже не оксюморон.
«Неабходнасць безумоўнага захавання»
Ну да Бог им судья. Мы же обратимся к теме куда более приземленной. Насколько уничтожение фрески соответствует не зову противоречивой истины, а сухой литере беларусского закона? Ведь о нем так часто вспоминают правдолюбы, со смаком цитируя статьи об экстремистской деятельности.
Костел Матери Божьей Ружанцовой в Солах является памятником материального наследия 2 категории (общенациональное значение). Впрочем, его фрески отдельно в Государственном списке не отмечены. Неужели с ними можно делать все, что угодно – сбивать, дорисовывать…
Видимо, нет. Открыв Кодекс о культуре, мы прочитаем, что «дзейнасць, якая можа аказваць уздзеянне на матэрыяльныя гiсторыка-культурныя каштоўнасцi, павiнна ажыццяўляцца з улiкам неабходнасцi безумоўнага захавання адметных духоўных, мастацкiх i (або) дакументальных (подчеркнуто мной – Я.Б.) вартасцей гэтых культурных каштоўнасцей”.
Фреска появилась одновременно с самим костелом и вполне себе отражает идейные веяния своего времени. Точно так же, как советский неоклассицизм сложно даже представить без серпасто-молоткастого декора.
О том, что эта архитектура достойна жизни, споров, к счастью, уже практически не возникает. И буквально все, кто ее изучают, реставрируют и продвигают, настаивают и на сохранении той самой монументальной составляющей.
Ни одного коммуниста среди этих людей я не знаю. Наоборот, почти все они придерживаются радикально иной позиции. Но понимают, что
спадчына есть спадчына, и она диктует свои законы. Поэтому нельзя просто взять и сбить серп и молот, чтобы заменить его, скажем, Погоней. Это методологически неправильно в любом случае!
Это наследие можно реинтерпретировать (вспомним утопический Горад СОНца Артура Клинова) и реконтекстуализировать – скажем, дополняя показ самих объектов дополнительной информацией о «счастливой» жизни в ГУЛАГе. Но вот сбивать – ни в коем случае.
Полагаю, к такому же решению придет и любой профессионально адекватный научный руководитель, которому поручат непростую миссию в Солах – а без его участия проведение работ на объекте наследия запрещено категорически.
Согласно все тому же Кодексу, “навукова не абгрунтаванае змяненне нерухомай матэрыяльнай гiсторыка-культурнай каштоўнасцi і пагаршэнне ўмоў яе ўспрымання” допускается только в случае ликвидации последствий стихийных бедствий или вооруженных конфликтов.
Понятно, что сейчас не до законов. Но это я так, просто напомнить.
…Кстати, предложу еще одну тему для хорошего сюжета. На стене другого костела есть фрески, дискредитирующие российскую армию и свидетельствующие о том, что резня в Буче – это далеко не самая наглая фальсификация врагов (бывали случаи и похлеще). Но закрашивать эту настенную живопись не надо: сама скоро осыплется. Или рухнет вместе со стенами, которые уже не первое десятилетие ждут реставрации.