С соседями надо быть поделикатнее… Размышления над оплеухой
После того, как Зеленский забыл упомянуть об участии беларусов в январском восстании 1863 года, многие поспешили сделать далеко идущие выводы. Это они зря, конечно. Зачем сегодня дурить себе голову теми проблемами, которые могут возникнуть в том новом послевоенном мире? Пусть он сначала наступит.
Однако этот действительно неприятный инцидент учит нас нескольким простым вещам. Во-первых, даже после смены нынешней парадигмы поводы для ссор между соседями могут время от времени возникать. Национальные забабоны куда более живучи, чем даже бактерии, не говоря уже про людей.
А во-вторых – в отношениях с соседями ты всегда должен быть предельно деликатным, чтобы ненароком не травмировать их ранимые души. В жизни ведь мы все это и так понимаем. Никто не будет вслух издеваться над тетей Клавой с третьего этажа за то, что она слишком любит пирожные, или рекомендовать дяде Вите с седьмого не запивать водку пивом, чтобы потом не фальшивить на баяне.
Мы не только знаем комплексы и слабости своих соседей, но и стараемся принимать их во внимание – по крайней мере, пока баян совсем не достанет. Ведь даже один дурацкий поступок может нарушить такую приятную, но хрупкую гармонию.
Как оно, в общем-то, и случилось.
Герой под стать времени
Если бы беларусских представителей не пригласили на какую-нибудь другую соседскую вечеринку, никто бы особо не обиделся. Но тут и вправду задели за живое. Калиновский для многих – наше все. Самая уважаемая историческая фигура.
Честно говоря, когда с легкой руки уважаемого всеми популяризатора истории центральная площадь Минска еще в 2006 году была неофициально переименована в честь Калиновского, я не очень этому обрадовался. Куда больше мне по душе политики поспокойнее. Скажем, Лев Сапега: хитрый комбинатор, который умудрялся и о всеобщем благе радеть, и себя не обижать.
К тому же, великий канцлер был политиком успешным, эффективным и, как правило, достигал поставленных результатов. В нашей истории совсем немного таких примеров.
Но Сапега, увы, не имел никаких шансов опередить Калиновского – в заданных-то условиях.
Нет сомнения, что
на восприятие нами прошлого в первую очередь влияет дух современности. Именно он и актуализирует героев – под стать себе.
Было бы время другое, поспокойнее… Тогда, возможно, из недр истории мы более охотно выуживали бы куда менее драматичных и пафосных героев.
Более того, дух времени способен творить настоящие чудеса, изменяя давно усопших людей по своему образу и подобию. Вспомним, каким Калиновский был в советскую эпоху: только красного банта на его свитке не хватало для полноты образа.
Вряд ли можно сомневаться, что и нынешние времена породили свою версию Калиновского, сильно адаптированную под наши чаяния. Ну да ладно, не буду углубляться в эту тему, чтобы никого не обидеть.
Дележ просроченного пирога
И вот, такая оплеуха… Да еще от кого – от украинцев!
Впрочем, причина вполне понятна. Опять же – к истории она не имеет решительно никакого отношения, только к современности. С одной стороны, и речи не идет о том, чтобы звать на такие праздники нерукопожатный официальный Минск. С другой – украинцам не хочется без лишней надобности его раздражать, способствуя легитимизации (к тому же, в любом случае символической) ненавистных этому режиму оппонентов. Все ведь знают, что он у нас о-очень раздражительный.
Оплеуху придется стерпеть: другого выхода нет. Зато представился хороший повод поразмыслить о важных вещах. Это будет полезно в будущем, когда перед устроителями международных тусовок уже не будут стоять такие сложные дилеммы.
Перво-наперво, нас ждет потрясающее открытие. Все то, что прасунуты беларус считал неотъемлемой частью своей «правдивой» истории, наши соседи воспринимают совсем иначе – как часть своей истории. События те же, но свои акценты, свои герои – и своя мифология.
Восстание 1863 года настолько прочно вмонтировано в нашу национальную мифологию, что кажется, будто кроме нас там вообще никто не участвовал. Не зря же в Беларуси его часто называют именно восстанием Калиновского – хотя в общем ходе событий он играл далеко не первую скрипку. Пусть себе его партия немного выбивалась из общей ностальгической мелодии о возрождении шляхецкой Речи Посполитой. Но были ведь и другие оркестранты…
Пока нам осознать это сложно. Даже профессиональный дипломат Валерий Ковалевский почему-то заявляет, что именно беларусы стали «фактически основной силой восстания». Что, конечно, столь же далеко от истины, как и обрыдлая мантра «западнорусистов» (и внезапно примкнувших к ним литвинов) о чисто польском восстании.
Более того, претендентов на общий пирог стало больше. Украина все чаще напоминает о своем праве на долю в наследстве ВКЛ и Речи Посполитой. Что соответствует не только нынешней геополитической ориентации южного соседа, но также и исторической справедливости.
И здесь, конечно, многие найдут хороший повод для ссоры – да, впрочем, уже находят, судя по тому, что в последние дни творится в ФБ.
С другой стороны, это открытие можно использовать куда более продуктивно – если пирог не делить. Тем более, он уже давно просрочен – за столько-то веков! Есть его невозможно, а вот вместе любоваться – пожалуйста!
Так и грезится, как знаменитый гид Алесь Варыкиш в куда лучшие для своей кипучей деятельности времена везет группу беларусских туристов вдоль Днестра по направлению к Хотину – на место кончины знаменитого гетмана Яна Кароля Ходкевича. И попутно с характерным своим юморком объясняет, что ВКЛ – это не только замки да леса, но еще и горы да пещеры.
Ведь если кто-то, посетив Несвиж, под впечатлением решит заглянуть и в другие радзивиловские резиденции – в украинскую Олыку, литовский Биржай или польскую Бялу Подляску – всем от этого будет только лучше.
Ревизия зашкаливает
Инцидент вызвал жаркие споры и среди самих беларусов – во всяком случае, тех, кто имеет свое мнение и очень им дорожит.
Нет поводов сомневаться, что
ревизия нашего восприятия событий 1863 года не просто полезна, а необходима. И постигая суровую правду, мы неизбежно приходим к выводу, что восстание – это не голливудский боевик, а драма в стиле Быкова, где хэппи-энд невозможен в принципе.
Но все же… Не были бы мы беларусами, если бы кто-то не попытался не просто переосмыслить национальный миф, но растерзать его как тузик грелку.
Вот, старый скептик Валерка Булгаков написал: «У Фб такі цяпер настрой, нібыта беларусы як нацыя – нашчадкі паўстанцаў 1863 г. Але суровая праўда палягае ў тым, што цяперашнія беларусы – у абсалютнай большасці нашчадкі тых, хто да паўстання не далучыўся».
Конечно, это сущая правда: численность повстанцев была крайне невелика в процентных отношениях даже от всей шляхты, не говоря уже о крестьянстве. На польских землях, как со злорадством напоминают другие беларусские скептики, участников восстания было несколько больше, чем у нас. Но общую тенденцию это никак не меняет.
Впрочем, она вполне объяснима, учитывая то, что
восстание было изначально обречено на поражение. Любой прагматично мыслящий человек от такого гиблого дела бы отказался. Это как сегодня многие удивляются: почему беларусы все массой не выходят на улицы?
…Не знаю как кому, но лично мне по душе не мифологизация восстания и не оголтелая борьба с ней, а спокойные, взвешенные и, главное, реалистичные рассуждения о событиях давно минувших дней. Думаю, именно такой подход позволяет извлекать из истории самое полезное – не только поводы для гордости, но и важные уроки.