За 2022 год инвестиции в основной капитал сократились на 19%, а на приобретение машин, оборудования и транспортных средств — на 29,5%. Казалось, радоваться нечему. Ан нет: радуются! В чем дело?
«Важнейшее достижение прошлого года — то, что экономика не пошла вразнос, как нам прогнозировали различные международные агентства и эксперты». Таково мнение одного из ведущих экономистов страны.
Свой оптимизм он обосновал китайской пословицей: «Время проблем — это время возможностей». Нам пророчили падение ВВП на 20%, а по факту получилось на 4,7%. Лучшего доказательства движения Белорусской модели по пути инновационного развития и не придумать.
Отдельной строкой следует отметить очередное национальное ноу-хау, согласно которому инновационное развитие осуществляется в условиях пикирующих инвестиций. За 2022 г. в основной капитал они сократились на 19%, а на приобретение машин, оборудования и транспортных средств — на 29,5%.
Ну как тут не вспомнить одну из любимых присказок моего деда, бухгалтера с полувековым стажем:
«Что нам скрипка, что нам бубен, мы на пузе играть будем. Пузо лопнет — наплевать: под рубахой не видать».
Но продолжу цитирование маститого экономиста:
«Санкции открыли окно возможностей для наших производителей. Активно осваивался выпуск импортозамещающей продукции, началась (выделено — С.Н.) углубленная промышленная кооперация с Россией».
Вот оно как! Началась! Наконец-то! И это несмотря на то, что лозунг сближения с Россией выдвигался будущим шестикратным победителем электоральных кампаний еще в 1994 г. И трех десятков лет не прошло, как слова начали воплощаться в реальные дела.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Так бы и тянули волынку чиновники в многочисленных интеграционных структурах Союзного государства, если бы не бодрящий консолидированный пендель от недружественных государств.
Специалистами, способными оценить выгоды от разрыва отношений с Западом, богата не только Беларусская научно-промышленная ассоциация. Недостатка в оптимистах не испытывает и Постоянная комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей. Из окон служебных кабинетов ее членов просматривается существенный экономический рост в наступившем году.
С подбором соответствующей цитаты проблем не возникает:
«Сложности сделали нас сильнее. И благодаря этой ситуации мы активнее стали взаимодействовать с российскими партнерами. Как показывает практика, именно кооперационное сотрудничество закладывает мощный базис для долгосрочных отношений и дает хороший интеграционный эффект».
И в данном случае без уже знакомого читателям пенделя не обошлось. В условиях непростой геополитической ситуации его ценность возросла многократно. Все логично. Для построения новых логистических цепочек требуется время и усилия, а самостоятельно ни того, ни другого на полновесный национальный колобок по сусекам не наскрести, по амбарам не намести.
И в качестве финального аккорда:
«Если в прежние времена беларусские производители больше конкурировали на российском рынке, то сейчас ситуация в корне изменилась. И уверен, что тренд на углубление кооперации сохранится. Важно продолжить локализацию собственных компетенций» (выделено — С.Н.)
Вопрос на сообразительность: что важнее для повышения эффективности совместных действий –сотрудничество или конкуренция? Для правильного ответа потребуется уточнить, о каком мире идет речь: о локальном, в котором все лично знакомы со всеми (семья, производственная бригада, артиллерийский расчет и т.п.), или о мире больших экономических, политических и социальных процессов?
Вообразите семью, в которой отношения выстраиваются на основе конкуренции. Полагаю, проще повеситься, чем конкурировать с женой за внимание детей. А теперь представьте национальную экономику, в которой внутренняя конкуренция сведена к минимуму. Моим сверстникам сделать это несложно. Достаточно вспомнить СССР.
Подобно герою анекдота, неспособного размножаться в неволе, т.е. зачать ребенка с женой, Беларусская модель не в состоянии воспроизводиться в конкурентной среде. В первую очередь речь идет о конкуренции политической, но и с конкуренцией в экономике дела обстоят не лучше.
Вернемся к последнему абзацу предыдущей главы. Радость автора понять несложно. До начала «спецоперации» белорусским производителям приходилось конкурировать с западными компаниями на российском рынке, но 24 февраля «окно возможностей» распахнулось. «Не жизнь, а именины сердца», — лучше и не скажешь. Как они отразятся на отечественных потребителях завтра — тема для отдельного разговора, а сегодня на улице производителей праздник. «Ситуация в корне изменилась». Наступило время локализации собственных компетенций.
Адам Смит, для которого прогресс был следствием разделения труда, посрамлен. И не в первый раз. Достаточно вспомнить его максиму «Индивидуальные амбиции служат общему благу». В рамках Беларусской модели индивидуальные амбиции были заменены на индивидуальную амбицию, и победной поступи модели это не остановило.
Вот и верь после этого отцу-основателю экономической науки.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…