Визит президента США Джо Байдена в годовщину начала войны в Киев и Варшаву почему-то очень сильно возбудил Александра Лукашенко. Он обращался к этой теме в ходе двух разных интервью иностранным СМИ.
Ну как же так?! Мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят!
Владимир Высоцкий
Во время интервью иностранным журналистам 16 февраля Лукашенко довольно большой сюжет посвятил приглашению президента США Джо Байдена посетить Минск. Он сказал: «А зачем Байден едет в Польшу?.. Если у него есть желание (вы ему передайте там по своим каналам), мы его в Минске готовы принять и серьезно поговорить. Если он хочет мира в Украине. И даже Путин подлетит в Минск, и встретимся здесь втроем: два «агрессора» и «миролюбивый» президент… Я самолет пришлю, если что, «Боинг»… Вот посмотрим, как он прилетит… Мы сейчас по всему миру заявим о том, что президент Беларуси пригласил его в Беларусь… Если он не приедет сюда в Минск (я на полном серьезе это говорю), значит, вы хотите войны… А, может, если Байден захочет, и Зеленский сюда прилетит».
Это была продуманная домашняя заготовка, возможно, главный крючок, за который ухватились многие средства массовой информации. В этом сюжете было много вторых, третьих планов, скрытых посланий. Здесь и попытка реинкарнации образа миротворца, и претензии на статус политика мирового уровня, способного решать глобальные международные проблемы, и стремление хотя бы ненадолго оказаться в центре внимания зарубежных СМИ, и желание сделать пиар на теме «Я и великие».
Трудно сказать, насколько сам Лукашенко верил в реальность подобного прожекта. Возможно, в глубине души у него и теплилась надежда на повторение чуда, которое произошло в 2015 году, когда в белорусскую столицу приезжали лидеры Германии и Франции. Если бы Байден или представители Госдепартамента США хотя бы вступили в дискуссию с Лукашенко, объяснили, почему он не приедет, то это можно было бы считать успехом. В таком случае пиар бы удался, ибо, если американцы начали с ним полемику, то значит, де факто признали его как главу Беларуси. Во всяком случае, так можно было представить ситуацию.
Казалось бы, игра беспроигрышная. Даже если бы предложение Лукашенко оказалось незамеченным, то это означало бы, что попытка не защитана, ни плюс и ни минус, все остались при своих интересах и возвращаются к нулевому меридиану.
Но случилась большая неожиданность, неприятный сюрприз. Джо Байден действительно приехал. Только не в Минск, а в Киев. Он прилетел к Владимиру Зеленскому, о котором Лукашенко в том же интервью отзывался довольно пренебрежительно и всячески оскорблял. Дескать, марионетка, неопытный, актер, какой из него политик.
Вот этого белорусский властитель совсем не ожидал. Думаю, что если бы Лукашенко знал о планах Байдена посетить Киев, вряд ли бы он пригласил его в Минск. Ибо выявился очень большой зазор между его мечтами, фантазиями, политическими галлюцинациями и реальностью.
Между тем, вероятность визита Байдена в Киев не так уж трудно было просчитать. Этот год войны превратил украинскую столицу в своеобразную Мекку для западных политиков. Они регулярно посещают Киев, демонстрируя солидарность с украинским народом. Это своего рода политическая мода сезона, признак хорошего тона. Такие визиты улучшают репутацию политиков.
Но на этом сюрпризы не закончились. Визит в Минск все же состоялся. Но вместо Джо Байдена в Минск приехал президент почти никем не признанной Абхазии Аслан Бжания. Замена, мягко говоря, неравноценная. Как говорят в таких случаях, смех в зале. У Бога весьма своеобразное чувство юмора.
Внешне это выглядит как дипломатический облом даже не в квадрате, а в кубе.
Во-первых, потому, что приезд Бжания в Минск произошел на фоне визита в Киев Джо Байдена, которого настойчиво приглашали приехать в белорусскую столицу. Уж очень большой контраст в весовых категориях гостей.
Во-вторых, важно отметить, что кроме приезда Путина, в Беларусь уже давно не было визитов на высшем уровне. Это в Киев зарубежные политики едут наперегонки, а в Минск никто не приезжает.
И вот вроде бы дипломатическая блокада прорвана. Приехал президент другого государства. Однако вряд ли Лукашенко это обрадовало. Ибо Абхазия – почти никем непризнанное марионеточное государство, на порядок больший изгой, чем Беларусь. И его приезд – это, скорее, дополнительный признак международной изоляции нашей страны, чем дипломатический успех.
Наконец, в-третьих, визит Бжания стал унизительным для Лукашенко еще и по той причине, что он стал уступкой Лукашенко Путину, признаком того, что его, как любит говорить сам белорусский правитель, «наклонили». И, причем, это невозможно скрыть, все увидели пределы внешнеполитического суверенитета Беларуси.
Поэтому Лукашенко явно стыдился этого визита. Во время встречи двух лидеров отсутствовал государственный флаг Абхазии. Лукашенко принимал Бжания как начальник подчиненного. И почти оправдывался: «Неужели между людьми, между народами не может быть нормальных, теплых дружеских отношений?» Дескать, речь не идет об отношениях между государствами, а только между людьми. Но согнутые в коленях ноги перед Путиным скрыть не удалось.
Психологический стресс, пережитый Лукашенко от такого стечения неудач, требовал выхода. Надо было срочно найти виноватого, причину всех его бед. И такой персонаж нашелся. Правильно, вы угадали. Им оказался президент США Джо Байден.
В ходе интервью китайским СМИ 23 февраля Лукашенко набросился на Байдена. Причем, его раздражение вызвал визит Байдена не в Варшаву, а именно в Киев. Лукашенко оценил его как «мелкий, неприличный шаг». «Это попугайничество. Это уже было. Точно такой визит. Зачем? Выборы президентские. Он хочет, Джо Байден, на коне войны прискакать в эту выборную кампанию. Вот тут точно не получится. Я это знаю хорошо», — заявил он.
Такая неприкрытая детская обида или своеобразный способ психологической компенсации.
25.02.2023 г.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…