Случайность — мать справедливости. Все прочее от лукавого
Республика Беларусь, пожалуй, единственная европейская страна, в которой в противопоставлении справедливости закону выбор делается в пользу справедливости.
Столь неординарный выбор объясняется тем, что «ни одно государство еще не смогло прописать в своих законах все то, чем живет общество и функционирует государство».
Иное дело справедливость. В Государстве для народа, по мнению наделенного правом принимать решения, она «позволила обеспечить сбалансированное распределение социальных благ».
Как тут не вспомнить детскую считалку:
«Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька — для ежа, эта долька — для стрижа, эта долька — для утят, эта долька — для котят, эта долька — для бобра. А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто-куда…»
Обратимся к Википедии: «Считалки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты, предназначенные для случайного избрания участника из множества».
В приведенном определении ключевым словом следует признать прилагательное «случайное». Оно и обеспечивает справедливость при назначении волка в детском коллективе. Аналогичным образом справедливость гарантирует бросание жребия. По жребию в античных городах-государствах из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства, выбирались, в частности, судьи.
Но как будет выглядеть жеребьевка в современном сословном беларусском обществе?
Прежде чем попытаться себе ее вообразить, напомню, что согласно российскому социологу Симону Кордонскому, российское и беларусское общества «делятся не на классы, как западное, а на сословия — социальные группы, имеющие определенные привилегии и обязанности перед государством.
Положение сословия определяется его близостью к центру распределения ресурсов. Выше всех в иерархии стоят группы, которые непосредственно служат государству: чиновники, военные, работники органов безопасности».
Принцип справедливости нигде и никогда не означал распределения ресурсов между социальными группами поровну. В вертикально выстроенных обществах право распределять между сословиями дольки апельсина и кожуру монополизируют первые лица государств. Оспаривать их решения у подданных, как правило, нет ни желания, ни возможности, ибо
«всегда справедливо то, что постановлено царем» (Антиох III, правитель государства Селевкидов с 241 до 187 гг. до н.э.).
Царей с подобным уровнем полномочий в Европе в XXI веке днем с огнем не отыскать, что позволяет вернуться к процедуре бросания жребия. Ее следует приурочить к началу очередного финансового года. Местом проведения предлагаю определить Овальный зал парламента, где в присутствии депутатов обеих палат глава государства с помощью барабана для лотереи определялся бы уровень ежегодных привилегий для каждой социальной группы.
«Мужик, что бык…»
Случайность, инструментом которой служит жеребьевка, — мать справедливости. Все прочее от лукавого. И проблема не в том, что далеко не всех современных Антиохов с детства учили делить апельсин между братьями и сестрами по справедливости.
Проблема глубже. Для осознания ее глубины предлагаю обратиться за разъяснением к февральскому интервью представителям зарубежных и беларусских СМИ:
«Каждый справедливость по-своему понимает. У Путина тоже есть понятие справедливости. И если он убежден, что он прав и справедлив, вы его не разубедите».
Каждый справедливость понимает по-своему. Увы, но это так. Убежденных не переубедить. Вспомним бессмертные строки из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
«Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит»!
Кто с Некрасовым не согласен, пусть попробует переубедить Путина в том, что «наши герои» в Украине сражаются не «за восстановление исторической справедливости».
Теме исторической справедливости, если кто не в курсе, русский живописец Василий Суриков посвятил картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
На переднем плане картины казаки расстреливают из ружей вооруженных примитивными лукамивоинов сибирского хана Кучума. Военные противостояния часто завершаются чьей-то победой. Естественно, с точки зрения справедливости оценки победителей и побежденных часто не совпадают.
Патриот в куртке от Prada
Справедливость по Путину — это напоминание о том, что «по Конституции Россия является социальным государством, и все наши национальные цели развития посвящены именно решению социальных задач».
Справедливость по Путину — это 1% населения, контролирующий 60% богатств страны (в США — 35%).
Не последнюю роль в успешном решении социальных задач играет плоская шкала налогообложения. Для примера, во Франции с ее прогрессивной налоговой шкалой в 2020 г. с годового дохода до € 10064 подоходный налог не взымался, а с суммы, превышающей € 157807, он составлял 45%!
Дурной пример заразителен.
С 2021 г. в России при годовом доходе до 5 млн рублей подоходный налог составляет 13%, а все, что свыше — 15 %.
В качестве комментария процитирую научного руководителя Института экономики РАН Руслана Гринберга: «Дитя не плачет — мать не разумеет. Народ недовольства не проявляет — значит все нормально. А политика нерегулируемого капитализма привела к тому, что уже трудно что-то поменять».
Главным итогом путинского социального государства следует считать мировое лидерство по имущественному расслоению граждан. Насколько таким итогом можно гордиться в условиях, когда каждый справедливость понимает по-своему, — судить не берусь.
Но как бы ни зубоскалили недоброжелатели, с победной поступью социального государства в России вынуждены считаться даже эстрадные звезды. Свежий пример: 22 февраля на митинге-концерте в «Лужниках» Олег Газманов появился на публике в пуховике с заклеенным итальянским брендом Prada. Стоимость такой куртки на сайте ЦУМа составляет 340 тыс. рублей.
На какие только жертвы не приходиться идти, чтобы выглядеть настоящим патриотом!