Украина способна создать собственное ядерное оружие в короткие сроки, заявил днями бывший советник главы офиса президента страны Алексей Арестович.
По его словам, на это ушло бы от шести до девяти месяцев. В то же время политический деятель поспешил заверить, что власти не пойдут на такой шаг, который будет явным нарушением договоренностей о нераспространении ядерного оружия.
Арестович не первым делает подобные заявления. Как реагируют на них Россия и Запад?
По сообщению INTERFAX.RU информированный источник в одном из компетентных ведомств РФ сообщил, что заявление президента Украины Владимира Зеленского на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале о возможностях обретения Украиной ядерного статуса было не случайным.
Он отметил, что «имеющиеся в СВР данные свидетельствуют, что работы по созданию ядерного взрывного устройства (ЯВУ), которое в дальнейшем можно было бы использовать в конструкции ядерных боезарядов, велись как по урановому, так и по плутониевому направлениям». «Научное сообщество Украины обладает достаточными компетенциями для создания ЯВУ как «имплозивного», так и «пушечного» типа. Киев мог также скрытно приобрести на Западе технологии центрифужного обогащения урана и лазерного разделения изотопов.
…Ключевая роль в создании ЯВУ отводилась Национальному научному центру «Харьковский физико-технологический институт». Содействие Центру в разработке методов разделения изотопов ядерных материалов оказывали профильные структуры Национальной академии наук Украины, в частности, находящиеся в Киеве Институт ядерных исследований и Институт органической химии», – сказал источник.
По его словам, «в этих работах также участвовали Институт проблем безопасности АЭС в Чернобыле, Государственный научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности в Киеве и Институт физики конденсированных систем во Львове, которые имеют научные заделы и соответствующий программно-аппаратный потенциал в сфере моделирования состояния вещества».
«Особое внимание уделялось реализации проектов в области металлургии ядерных материалов и технологий производства специальных сплавов, которые осуществлялись в Институте электросварки им. Е.О. Патона и Институте металлофизики им. Г.В. Курдюмова. Кроме того, к решению проблем в этой сфере привлекались Институт проблем материаловедения им. И.Н. Францевича и Физико-механической институт им. С.В. Карпенко с учетом имеющегося у них опыта в области специальных материалов, в том числе их антикоррозийной защиты и обработки».
По словам источника, «в данном контексте обращает на себя и то обстоятельство, что в последние годы Украина активизировала геологоразведку глубинных слоев на территории действующих урановых шахт, а также освоение перспективных урановых месторождений, в частности, в Николаевской, Днепропетровской и Кировоградской областях». «Одновременно украинские представители инициировали диалог с иностранными компаниями об оказании Украине помощи в создании на территории страны собственных уранообогатительных предприятий. В этой связи примечателен тот факт, что на гидрометаллургическом заводе в Желтых Водах уже осуществляется переработка концентрата оксида урана из добываемой на Украине руды, который может использоваться в процессе обогащения урана в газовых центрифугах без дополнительной переработки и очистки.
…Параллельно в стране велись работы по модернизации уже имеющихся и создании новых ракетных вооружений, которые могут быть использованы в качестве средств доставки ядерного оружия. Причем большинство этих разработок Киев прикрывает реализацией совместных проектов с другими странами», — сказал источник.
В частности, по его словам, «в декабре 2013 года была достигнута договоренность о взаимодействии в ракетной сфере с Турцией, в котором основную роль должны играть украинские ракетно-космические предприятия «Южмашзавод» и КБ «Южное», ранее участвовавшие в создании советского ракетно-ядерного арсенала. Основная цель этого сотрудничества – создание мобильного комплекса, оснащенного твердотопливной баллистической ракетой дальностью до 1500 км».
«Южмашзавод» также осуществляет разработку на средства Саудовской Аравии мобильного ракетного комплекса наземного базирования «Гром-2». В экспортном варианте «Гром-2», по заявлениям Киева, будет иметь дальность до 280 км. Однако, по мнению экспертов, имеется возможность его модернизации с целью наращивания дальности стрельбы свыше 500 км (по некоторым оценкам, до 1000 км). Для проведения летных испытаний ракетной техники с 2017 года в Одесской области эксплуатируется ракетный полигон «Алибей».
Он отметил, что, «реализуя программы как в ядерной, так и ракетной сферах, Украина последовательно шла к формированию всех необходимых условий для создания собственного ядерного оружия».
Би-би-си уточняет: в своей речи на Мюнхенской конференции по безопасности Зеленский заявил, что Украина трижды пыталась провести консультации государств-гарантов Будапештского меморандума, однако этого не произошло.
«Украина сделает это в четвертый раз. Я как президент – впервые… Если они снова не состоятся или по их результатам не будет гарантий безопасности для нашего государства, Украина будет иметь право считать, что Будапештский меморандум не работает и все пакетные решения 1994 года будут подвергнуты сомнению».
Владимир Путин так среагировал на ситуацию:
«У Украины действительно есть все советские ядерные технологии и средства доставки такого оружия, в частности, также оперативно-тактические ракеты «Точка-У», также еще советской конструкции, дальность которых превышает 100 километров».
По мнению президента России, Украине гораздо легче приобрести тактическое ядерное оружие, чем некоторым государствам, которые годами мечтают об этом и работают над этим.
Найти соответствующих специалистов украинцам нетрудно, хотя их сейчас меньше, чем в советское время.
Не проблема найти и средства доставки ядерного оружия. «Для этого можно переоборудовать истребители Су-27 и МиГ-29», – говорит профессор Института международных отношений Киевского Национального Университета им. Т. Шевченко Сергей Галака.
По его словам, подойдут и ракеты «Точка-У», поскольку их можно использовать в качестве носителей тактического ядерного оружия, способных преодолевать расстояние более 100 км.
«Украина была основным производителем ракет в СССР. Вспомним [днепровский завод] «Южмаш» и [харьковский] «Хартрон», который производил системы наведения. У нас сейчас оживает эта ракетная индустрия, так что я тут не вижу препятствий», – напоминает директор Одесского центра стратегических исследований и нераспространения Одесского Национального Университета им. И. Мечникова Полина Синовец.
Но главный вопрос — сырье для ядерного оружия. На Украине есть месторождения урана и урановые шахты в Кировоградской области, которые поставляют топливо для АЭС. Однако в стране не обогащают уран для получения высокого содержания изотопа 235U, который необходим для создания уранового ядерного оружия.
Да и ситуация на урановых шахтах далеко не радужная: в 2020-2021 годах из-за задолженности по зарплатам там были массовые забастовки работников.
Ядерное оружие можно также создать при помощи обогащения плутония в ядерных реакторах, но это на Украине также не практикуется. «У нас нет обогащения урана — это главное, и у нас не перерабатывают ядерное топливо для получения плутония — то есть нет возможностей ни для уранового, ни для плутониевого путей разработки ядерного оружия», – суммирует Полина Синовец.
Эту ситуацию можно изменить, но последствия неизбежны.
«Нет обогащенного урана, а чтобы создать полный цикл обогащения, требуется несколько лет. Времени у нас нет. У нас есть экспериментальные реакторы [реактор в Институте ядерных исследований в Киеве — ред.], но они никогда не занимались военными исследованиями. Вместе с тем, разработка ядерного оружия требует долгого времени для развития инфраструктуры, и это недешевое удовольствие», – говорит Сергей Галака.
По его мнению, сохранить такие разработки в тайне будет очень сложно, а Россия может пойти на кибератаки или организацию взрывов, чтобы вывести подобные экспериментальные реакторы из строя.
Кибератаки и взрывы, например, уже не раз повреждали иранский завод по обогащению урана в Натанце. «В Москве могут, используя тему ядерного оружия, заявить, что этот режим нужно сместить, пока он не натворил беды», — говорит Полина Синовец.
Есть и важные политические соображения, подчеркивает Сергей Галака. На Украине, где немало пророссийских политиков и не прекращается политическая конфронтация, трудно обеспечить консенсус относительно производства ядерного оружия, который существовал относительно этого процесса в Израиле, Пакистане или Индии.
«Политическая цена этого решения будет для нас очень высокой. Союзников мы не найдем и потеряем главного нашего партнера в области безопасности – США, для которых сдержать распространение ядерного оружия намного важнее, чем какие-либо вопросы, связанные с Украиной», – предупреждает эксперт Международного центра политческих исследований Николай Капитоненко.
По его мнению, позиция западных стран очень четкая – они не хотят видеть Украину ядерной державой. В этом вопросе Британия поддержит США, так же как любая другая страна с ядерным оружием, считает эксперт.
«Никому ядерная Украина не нужна. Если Украина попытается создать ядерное оружие, то наша поддержка со стороны Запада будет как минимум ослаблена. Не думаю, что мы будем получать новое оружие или политическую поддержку», – соглашается Сергей Галака.
«Украина максимум может выйти из ДНЯО в знак протеста против системы, которая породила Будапештский меморандум, но не справилась со своими обязательствами», – считает Полина Синовец.
Она напоминает, что единственной страной в мире, вышедшей из этого договора, была Северная Корея (это произошло в 2003 году).
По мнению эксперта, возможный выход Украины из ДНЯО на Западе воспримут как предательство либеральных идеалов и удар по системе нераспространения ядерного оружия, которая и так переживает непростые времена. Многие государства осудят такое поведение, и никто Украину в этом не поддержит.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…