Литва, Польша и Латвия ожидают, что с потеплением вырастет число мигрантов, которые попытаются нелегально пересечь границу со стороны Беларуси. Такие же прогнозы и у белорусских экспертов, мнением которых интересовалась DW.
Судя по статистике, новый виток миграционного кризиса на границах Беларуси со странами-членами ЕС уже начинается. Последние на этот раз попытаются наказать Минск финансово – Литва намерена отсудить у него 120 млн евро компенсации.
Старший исследователь Центра новых идей Геннадий Коршунов отмечает, что Александр Лукашенко использует мигрантов как политическое оружие, и это один из немногих доступных ему инструментов для подъема ставок в борьбе с Западом.
«Лукашенко и дальше будет использовать мигрантов для политического торга, главный вопрос – снятие санкций, особенно по калийным удобрениям, — считает эксперт. – Вряд ли стоит ожидать эти летом такого всплеска, как был в 2021 году, однако количество попыток нелегального пересечения границы растет«. Так, в марте польские пограничники не пропустили на свою территорию более 2,5 тысяч мигрантов, это в два раза больше, чем в начале года. «Это рекорд за последние 16 месяцев, – констатирует Коршунов. – Более высокие показатели были только на пике кризиса в конце 2021 года».
По мнению социолога, так Минск отвечает на решение Варшавы закрыть погранпереход в Берестовице и требования освободить политзаключенного Андрея Почобута. На этом фоне выделяется совсем иное отношение Беларуси к Литве. На границе с ней – в отличие от белорусско-польской – сейчас полный штиль. Зимой случалось, что целыми неделями не было ни одной попытки нелегального пересечения границы со стороны РБ. «Можно предположить, что это связано с надеждой Лукашенко на возобновление экспорта белорусского калия через Литву», – уточняет Геннадий Коршунов.
По его мнению, в 2021 году Лукашенко рассчитывал, что созданный им миграционный кризис расколет Европу – и так белорусский правитель получит политическое признание. «Однако он просчитался, – отмечает Коршунов. — Европейские политики показали решительность и консолидацию, санкционное давление только усилилось».
В свою очередь, Государственный погранкомитет РБ заявляет, что с начала 2023 года были «пресечены попытки незаконного вытеснения в Беларусь более 4,5 тысяч человек». И прогнозирует, что «с наступлением тепла активизируются организаторы нелегальной миграции».
В Польше и Литве обеспокоены организацией прямых рейсов из Ирана в Минск и готовятся к тому, что это приведет к появлению новых миграционных потоков. Власти Литвы заявляют, что и далее будут разворачивать нелегальных мигрантов, парламент страны уже внес поправки в законы о границе и статусе иностранцев. «Весь регион должен следовать аналогичному правовому регулированию – пробелы будут означать, что удобно продолжать давление», – цитирует министра внутренних дел Литвы Агне Билотайте агентство BNS.
Опыт Польши и Литвы показал, что в случае массового наплыва мигрантов одно из эффективных сдерживающих средств – забор. На границе Литвы с Беларусью он растянулся на 502 км (общая протяженность границы – 679 км), на границе Польши с РБ – на 186 км (общая ее протяженность – 398 км). В Латвии окончание строительства ограждений на границе с Беларусью ожидается через год, они составят 150 км (общая протяженность границы – 173 км).
Кроме того, в Вильнюсе намерены финансово наказать Беларусь – Литва готовит иск в Международный суд ООН о нарушении Минском протокола Конвенции против транснациональной организованной преступности, который запрещает незаконный ввоз мигрантов. Литовские власти уже подсчитали размер требуемой ими компенсации — 120 млн евро. Однако процедура урегулирования таких споров и рассмотрение исков непростая, поясняет юрист-международник Екатерина Дейкало.
Сначала должны пройти переговоры двух стран. Если компромисс достичь не удастся, можно обратиться в арбитраж – но для этого необходимо согласие сторон, чего вряд ли стоит ожидать от Беларуси. «Если в течение шести месяцев не удалось согласовать вопрос с арбитражем, то тогда можно обратиться в Международный суд ООН, – продолжает Дейкало. – Рассмотрение дела может затянутся, максимально короткий срок – два года, иногда процесс затягивается на семь лет».
Если Литва пройдет все перечисленные этапы, то это будет первый иск против Беларуси, поданный в Международный суд ООН. Смогут ли ее власти игнорировать претензии? «За всю историю Международного суда таких случаев не было, – говорит Екатерина Дейкало. – Беларусь могут судить за то, что не были предприняты меры по недопущению нелегальной миграции, а также за ее организацию».
Если же Международный суд ООН вынесет решение, что Минск нарушил указанную конвенцию, то Литва может заявлять о материальных претензиях. В случае отказа Беларуси выплатить компенсацию возможен еще один суд — о принудительном ее взыскании. По словам Дейкало, в истории Международного суда ООН было всего два подобных примера, в остальных случаях страны договаривались.
При этом в суде, если таковой состоится, будут рассматривать действия государства, а не Александра Лукашенко, поэтому возможную ответственность Беларусь будет нести даже после смены власти. «Однако решение может стать дополнительным аргументом против режима Лукашенко и возможных будущих разбирательств, которые будут касаться уже его лично и других чиновников, которые нарушали права человека», — заключила Дейкало.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…