Успех — это искусство отгородиться от тех, кого раньше считали друзьями
Если на одну чашу весов положить культурную общность, время наработки которой измеряется столетиями, а на другую общность сиюминутных интересов, то какая чаша перевесит?
Ответ очевиден, ибо все мы живем в режиме «здесь и сейчас», а жизнь, как справедливо заметилотец медицины Гиппократ, коротка (Vita brevis). Поэтому Байден, несмотря на критику экономического курса Трампа, не отказывается от поддержки американской промышленности. Поэтому Индия диверсифицирует импорт вооружений между Россией, Францией и США. Поэтому для православной Беларуси 2023 г. «характеризуется тем, что мы поняли, насколько мы (Беларусь и Иран — С.Н.) нужны друг другу, насколько тесно мы должны сотрудничать в этом мире».
Этому тесному сотрудничеству не мешает и тот факт, что современная иранская государственность есть продукт исламской революции, совершенной в 1979 г. под руководством аятоллы Хомейни.
Важная деталь, согласно критериям отечественных пропагандистов, аятолла — типичный «беглый», т.к. с 1964 г. проживал за границей, причем последней год в Париже, где ему было предоставлено политическое убежище.
Но интересы выше идеологии, которую сам придумал, сам и на память выучил. Любым массовым протестам в любой точке Земли в стране под белыми крыльями немедленно присваивается статус «цветной революции», инспирированной коварным Западом по методичкам американца Джина Шарпа.
С представителями политических режимов, сформированных «цветными революциями», белорусские патриоты на одном поле… картошку копать не станут. Что уж тогда говорить о культурном, научном и прочих видах обмена.
«А что доллар?»
А что произойдет, если культурную общность и сиюминутные интересы положить на одну чашу весов? Получится Союзное государство, способное по совокупности достигнутых результатов претендовать на роль лидера среди прочих интеграционных объединений.
Конечная цель союзного строительства — создание самодостаточной экономики, минимальным образом зависящей от западных технологий. Судя по победным реляциям, прозвучавшим 6 апреля на заседании Высшего государственного совета Союзного государства, сомневаться в правильности выбранного пути не приходится.
Среди достижений 2022 г. — провал экономической блокады за счет реализации многочисленных совместных программ импортозамещения. Отдельной строкой следует отметить успехи в сфере микроэлектроники. Специалисты уверяют, «что самолеты и ракеты как летали, так и будут летать — для этого в Беларуси есть необходимые технологии и возможности».
Что уж тогда говорить о тракторах и автомобилях. Соответствующих компетенций у нас предостаточно. «Просто мы (в постсоветский период — Прим.) сориентировались на Запад. Сегодня поняли, что они нам не друзья. Нам надо самим это все делать». И мы делаем.
Об успехах отгораживания от тех, кого раньше считали друзьями, свидетельствует падения спроса на наличную валюту со стороны населения. По данным Национального банка, за первый квартал граждане сдали в обменники 1,78 млн в долларовом эквиваленте, а купили — 1,37 млн.
Для пояснения этого феномена приведу фрагмент из Послания-2023: «Как Путин говорит: «А что доллар?» Санкции ввели, импорта нет. Ну и ладно. Нет доллара, есть юань, есть рупии, в Индии рупии. Есть Эмираты, Саудовская Аравия, Бразилия, которые с Китаем перешли вчера торговать на юани. Кому сделали хуже американцы?»
Импорта нет, шансы полюбоваться Кельнским собором или Эйфелевой башней свелись к нулю. И как итог, доллар и евро для белорусов и россиян перестают выполнять функцию средства платежа. Одну из базовых функций денег, между прочим.
В качестве средства накопления стоимости они еще функционируют. Надолго ли? Не повторят ли американские «зеленые» и европейские «фантики» судьбу керенок, выпущенных Временным правительством в сентябре 1917 г. и остававшихся в обороте до 1922 г.?
Само себе полюс, точнее пуп
«Мечты сбываются и не сбываются. Любовь приходит к нам порой не та. Hо все хорошее не забывается, а все хорошее и есть мечта».
Кто сегодня вспомнит, что еще летом 2020 г. в разряд всего хорошего было зачислено стремление «постепенно уходить к формуле экспорта по принципу «треть-треть-треть», когда по трети поставок будет приходиться на Россию и на рынки ЕАЭС, Евросоюз, а также страны дальней дуги».
И что мы имеем по факту? В январе 2023 г. на долю стран СНГ пришлось 67,4% белорусского экспорта (в январе 2022 г. — 58%), на долю стран вне СНГ — 32,6% (42%). Разделить последний показатель на Евросоюз и страны дальней дуги не представляется возможным, т.к. руководствуясь принципом «меньше знаешь — крепче спишь», Национальный статистический комитет январский файл «Внешнеэкономическая деятельность» сжал в два раза по сравнению с аналогичным файлом годом ранее (с 360 до 183 КБ).
Если перераспределение экспортных потоков продолжится с такой же скоростью, то Союзное государство за считанные годы трансформируется в аналог классического натурального хозяйства, специализирующегося на удовлетворении исключительно внутренних потребностей, и как следствие не нуждающемся в международном обмене.
Одним из преимуществ подобным образом выстроенной экономики станет отсутствие угроз со стороны однополярного мира. Натуральное хозяйство само себе полюс, точнее пуп. Никакие внешние силы не помешают его созерцанию.