Два соседа, два мировых гиганта. По населению Индия опережает Китай, но удастся ли обогнать в экономике?
Лидеры Индии редко упускают шанс подчеркнуть многочисленные достоинства страны, начиная со статуса крупнейшей в мире демократии и заканчивая положением пятой по величине экономики в мире, которая превзошла своего бывшего колониального сюзерена в лице Великобритании. Даже тот факт, что Индия в этом году принимает саммит G20, рассматривается как выход на мировую арену, пишет NYT.
Скоро страна обгонит Китай по численности населения (свыше 1,4 миллиарда человек), впервые за триста лет потеснив последнего с насиженного места.
Индия может похвастаться молодой и постоянно растущей рабочей силой, в то время как в большинстве промышленно развитых стран, включая Китай, она стареет, а в некоторых случаях — сокращается.
У молодежи есть огромный потенциал внести свой вклад в экономику. Но для этого стране необходимо инвестировать не только в образование, но и в здравоохранение, питание и подготовку кадров для трудоустройства.
Также важны рабочие места. Это давнишний недостаток перегруженной, а порой и парализованной экономики, которая должна каким-то образом до 2030 года создать 90 миллионов новых рабочих мест (за исключением сферы сельского хозяйства), чтобы сохранить стабильный уровень занятости.
Инфраструктура хоть и значительно улучшилась по сравнению с ситуацией несколько десятилетий назад, по-прежнему сильно отстает от китайской, препятствуя иностранным инвестициям и вызывая их стагнацию.
Еще одна проблема заключается в том, что только каждая пятая индийская женщина занята на официальной работе — один из худших показателей в мире, и он продолжает снижаться по мере процветания Индии.
На протяжении целого поколения индийская экономика росла намного быстрее населения, и доля живущих в крайней нищете резко сократилась. Тем не менее, по мировым стандартам большинство граждан страны считаются бедными. Чтобы войти в топ-10 процентов по доходу, достаточно зарабатывать всего около $300 в месяц. Голод как таковой канул в Лету, но более трети всех детей до сих пор недоедают.
Экономический спад в стране, который породил жесткую конкуренцию даже за рабочие места самого низкого уровня и нетерпение среди амбициозного среднего класса, создает риск нестабильности из-за той пропасти, что образовалась между мечтами и реальностью.
Темпы развития по стране остаются крайне неравномерными: некоторые индийские штаты имеют уровень стран со средним уровнем дохода, а другие с трудом обеспечивают основные потребности граждан.
По прогнозам Всемирного банка, среди крупных экономик Индия станет в этом году самой быстрорастущей и увеличится на 6,3% после резкого спада в начале пандемии. Быстрый рост государственных инвестиций по-прежнему способствует улучшению инфраструктуры страны. Возникло множество великолепных технологических стартапов, средний класс демонстрирует технологическую подкованность, а уникальная система цифровых общественных благ воодушевляет маргинализованные слои населения.
Совсем недавно, в 1990 году, Пекин и Дели находились в практически одинаковом положении, имея примерно равный объем экономического производства на душу населения. С тех пор Китай потряс весь мир, создав больше богатств, чем кто бы то ни было за всю историю. Индия тоже восстановила позиции за 30 лет с момента либерализации экономики, но по-прежнему значительно отстает по многим основным показателям.
Но сегодня экономика Китая примерно впятеро больше индийской. Доход среднестатистического гражданина КНР составляет почти 13 тысяч долларов в год, а для среднестатистического индийца — менее 2500. В показателях развития человеческого потенциала контраст еще заметнее: уровень младенческой смертности в Индии намного выше, ожидаемая продолжительность жизни ниже, как и уровень санитарных условий.
По мнению аналитиков, во многом это расхождение объясняется централизованной консолидацией политической власти Китая, серьезной земельной реформой, более ранним началом открытия экономики рыночным силам, начиная с конца 1970-х, а также ориентацией на рост за счет экспорта. Китай воспользовался преимуществом первопроходца, а затем усилил доминирование, неустанно осуществляя все ставящиеся задачи.
Индия приступила к созданию своей псевдосоциалистической экономики почти десять лет спустя.
Китай тем временем превратился в мастерскую мира, практически лишив южного конкурентавозможностей к конкурентоспособному доминированию в плане ориентированного на экспорт производства.
Экономисты говорят, что для достижения богатства на уровне Китая Индии необходимо либо радикально трансформировать модель развития — сделать все возможное, чтобы стать центром глобализированной легкой промышленности, — либо проложить новый путь, каким до этого не ходила ни одна другая страна.
Где Индия добилась успеха, так это в сфере высококлассных услуг. Компании вроде Tata Consultancy Services стали мировыми лидерами, и у многих транснациональных фирм, таких как Goldman Sachs, в Индии работает больше сотрудников, чем где-либо еще на планете.
Но в целом наблюдается очень жесткая конкуренция за рабочие места. Так,
в Бихаре, самом бедном и молодом штате Индии, где средний возраст населения составляет 22 года, в этом году заявки на 600-700 рабочих мест на национальной гражданской службе подадут 650 тысяч студентов. Лишь крошечная часть рабочей силы занята на госслужбе, и она считается весьма престижной, отчасти благодаря пожизненной гарантии занятости. Большинство претендентов тратят многие годы и средства, но все равно не получают желаемого.
Еще одна проблема Индии – стремление нынешнего ее руководства «прижать» демократию в стране. И это может затормозить экономический прогресс, ведь привлекательность этой страны в качестве альтернативы Китаю отчасти отражает ее положение крупнейшей демократии в мире.