Союзная фабрика по производству согласия: «Я начальник, ты — дурак. Ты начальник, я — дурак»
Ни один уважающий себя начальник, а иных начальников не бывает, не станет тратить время на согласование чего-либо с дураками. Любая же попытка дураков выразить несогласие с мнением начальника рассматривается как крамола и пресекается самым решительным образом.
В очередной раз в этом году пришлось на полторы недели стать пациентом 9-й больницы в Минске. Формируется своеобразная традиция. Приятного в ней мало, но у каждой традиции помимо аверса имеется и реверс.
В данном случае в роли реверса выступила возможность тесно пообщаться с теми, кто регулярно смотрит телевизор. А такая возможность для автора опусов на общественно-политические темы дорогого стоит.
Отсутствие в палате телевизора ничего в жизни моих «сокамерников» не изменило, т.к. современный человек, независимо от возраста, неотделим от мобильного телефона. Скорее наоборот, лишенный возможности заниматься привычными делами, он в свободное от капельниц и приема пищи время сливается с гаджетом в единое целое.
Для понимания природы этого единства следует обратиться к понятию «симбиоз» из школьного курса биологии. Классический пример симбиоза — лишайники (нерушимый союз грибов и водорослей).
Своеобразный аналог советского пионера
Теория «чарки и шкварки», теория ограниченных интересов современных бюргеров пользуется повышенным спросом среди граждан склонных к рефлексии. Как тут не вспомнить припев из песни некогда популярного певца Эдуарда Хиля, начинавшийся со слов «Человеку много ль надо…», за которыми следовал набор житейских банальностей.
Реальность, однако, оказывается сложнее любого упрощенного представления о ней. В этой связи с помощью политолога Владимира Пастухова приведу мысль философа Ивана Ильина о том, что для счастья человеку необходимо осознание принадлежности к некой высшей общности, являющейся воплощением справедливости.
К формированию представлений о национальной общности и национальном варианте справедливости и сведена основная задача штатных пропагандистов Союзного государства.
В их понимании обязательным условием поддержания общности является единомыслие, достижение которого в XXI веке требует колоссальных финансовых и интеллектуальных ресурсов. Но и в начале XXвека политическими элитами «производство согласия» (термин американского политического комментатора Уолтера Липпмана) рассматривалось как судьбоносное.
Массовое согласие требует отключения воли к критическому восприятию информации, причем как позитивной, так и негативной. В результате формируется индивидуум, склонный поддерживать любое решение власти вне зависимости от его содержания. Такой своеобразный аналог советского пионера, обязанного на призыв «Будь готов!» отвечать «Всегда готов!»
Обратимся к Посланию-2023: «Первое условие суверенитета и независимости: народное единство. Мы, белорусы, всегда демонстрировали его в переломные моменты истории. Именно единство давало нам силы для победы над врагами и обстоятельствами».
Пословица гласит: «Гуртом и батьку легче бить». Что тут можно возразить? Пословицы — истины в последней инстанции, основанные на здравом смысле и опыте. Они от жизни.
Я начальник, ты — дурак
Но разве в недружественных Союзному государству странах требования внутреннего единства не является обязательным условием поддержания стабильности?
Открываем Евангелие от Марка: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
Евангелист Марк описывает одно из универсальных правил человеческого общежития. Однако имеется нюанс, согласно которому следует отличать единство в условиях политической конкуренции от единства при ее отсутствии.
В первом случае единство ограничивается базовым консенсусом, т.е. согласием с некоторым ограниченным количеством всеобъемлющих идей и ценностей (права и свободы личности как пример). Что касается несовпадений по текущим вопросам, то они решаются путем согласования позиций, компромиссов и сотрудничества.
Во втором случае господствует принцип «Я начальник, ты — дурак. Ты начальник, я — дурак». Никаких согласований при реализации данного принципа не требуется, т.к. ни один уважающий себя начальник, а иных начальников не бывает, не станет тратить время на согласование чего-либо с дураками. Любая же попытка дураков выразить несогласие с мнением начальника рассматривается как крамола и пресекается самым решительным образом.
Таким образом, единство во втором случае обеспечивается за счет права главного начальника издавать указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Несогласным же остается или уйти во внутреннюю эмиграцию (забиться под плинтус и не вякать), или эмигрировать и согласиться остаток своей жизни коротать в статусе беглого.
Выбор невелик, тем не менее он имеется. Спасибо Перестройке. Советский человек до 1991 г. второй опции был лишен. Отдельные исключения (евреи) лишь подтверждали общее правило.
Радует, а некоторых печалит, что несогласные, как правило, составляют меньшинство. Удивляться этому не приходится, т.к. современные государства в условиях монополии на СМИ научились производить всеобщее согласие в промышленном масштабе.
Справедливость этого утверждения раз в месяц подтверждает «Левада-Центр». Апрель не стал исключением. В частности, действия российских вооруженных сил в Украине определенно поддержали 43% россиян (в марте — 41%) и 32% скорее поддержали (в марте — 31%). Не поддержали — 16% (в марте — 20%).
Жизнь продолжается. Благодаря штатным смысловикам люди овладевают искусством сначала оправдывать зло, а потом и не замечать его.