Воскресное. Когда человеческая высота поклонников не уступает величию талантов. Доктор Фрейд и Мария Бонапарт, Константин Паустовский и Марлен Дитрих
Таланты... С ними все ясно, если если они адекватно воспринимают жизнь. А вот что до поклонников великих личностей, те отнюдь не всегда уподобляются своим кумирам. Но бывают случаи, когда "обычные" люди под воздействием обстоятельств вдруг оказываются на Олимпе человечности.
![](/wp-content/uploads/2023/05/frejd-i-mariya-bonapart.jpeg)
Ольга Алекперова, Все для души
Доктор Фрейд заплакал однажды…
Он уже был очень старенький. И умирал от тяжелой болезни. К власти пришли нацисты. Сестры Фрейда погибли в концлагере, а его книги публично сжигали на площадях.
Он все потерял: дом, практику, свою библиотеку и старинные статуэтки, которые всю жизнь собирал. Только двух собачек-пекинесов смог спасти. Но он не поэтому заплакал. Может быть, первый раз в жизни слезы потекли у него…
…Он заплакал, когда ступил на бархатную ковровую дорожку, по которой когда-то шел Наполеон Бонапарт. Эту дорожку для него приказала постелить Мария Бонапарт, правнучка императора.
Она спасла Фрейда от смерти в концлагере; выкупила его у фашистов. Пришла к Геббельсу и предложила выкупить старенького доктора; его не выпускали из Австрии.
Его бы просто отправили в концлагерь и убили. Как всех. Геббельс засмеялся и сказал, что он возьмет за дряхлого еврея два замка принцессы. У нее было два замка. «Не меньше! Отдавайте мне свои замки, а я вам отдам этого никчемного старика-еврея. Или мы из него абажур сделаем на память».
Мария Бонапарт и отдала. «Подавитесь». И добавила: «Имя мое у меня отнять вы не можете. Я Бонапарт. И за Учителя я все отдам!».
Над ней смеялись. Как это можно — за смертельно больного старика отдать свои дома? Это точно ненормальная принцесса. Недаром она у Фрейда лечилась и училась!
Старенький доктор ступил на красную императорскую дорожку, когда приехал.
По его лицу текли слезы. А принцесса Мария с мужем Георгом стояли с цветами и встречали его. И музыка играла. Победная музыка. Потому что добро победило.
Любовь победила. На этот раз победа осталась за Бонапартами. А Геббельсу замки счастья не принесли — пришлось ему самоубиться вместе со всей семьей, когда Добро снова победило.
И это история про любовь, когда все отдают. Потому что любовь — великая сила.
Она сильнее, чем сексуальные инстинкты. Это вообще другое — когда за врача и учителя все отдают. За дряхлого старичка, смертельно больного. И остаются человеком…
Анна Кирьянова
Марлен и «Телеграмма»
Когда Марлен Дитрих приехала в Советский Союз, ее спросили:
«Что бы вы хотели увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, мавзолей?»
И эта недоступная богиня вдруг тихо ответила:
«Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!»
Сказать, что присутствующие были ошарашены, — значит не сказать ничего. Мировая звезда — и какой-то Паустовский?! Что за бред?! Но всех — на ноги! И к вечеру Паустовского, уже тяжелобольного, наконец, разыскали.
То, что произошло тогда на концерте, стало легендой.
На сцену вышел, чуть пошатываясь, старик. И тут мировая звезда, подруга Ремарка и Хемингуэя, — вдруг, не сказав ни слова, опустилась перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было узким, нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене.
А она поцеловала его руку, а потом прижала к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами.
И весь большой зал сначала замер, а потом вдруг — медленно, неуверенно, оглядываясь, как бы стыдясь чего-то! — начал вставать. И буквально взорвался аплодисментами.
А потом, когда Паустовского усадили в кресло и зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе в каком-то немецком сборнике.
«С тех пор я чувствовала некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо!»