В предыдущей статье о будущем Европы и Китая был зафиксирован факт ментального разворота на постсоветском пространстве от биполярной картины мира к монополярной, повлекшего смену мантры «два мира, две судьбы» на ее антипода «все и всюду одно и то же».
Общество, поголовно состоящее из друзей, товарищей и братьев, подобно Скумбриевичу из «Золотого теленка», не выдержало очной ставки с демократией. Признать же своею неготовность не хватило ни сил, ни желания.
Расставание с привычной картиной мира породило состояние психического дискомфорта (см. когнитивный диссонанс) и не у отдельных индивидов, а у миллионов. Выход был найден в понижении представлений о демократии на Западе, которую так и не получилось пристроить среди родных болот.
В частности, для автора поста «Европа — прошлое, Китай — будущее» демократия в Европе свелась к праву каждого «сказать Макрону, что он дурак». Не обошлась автор и без экскурса в историю. До обобщения роли римского права, Ренессанса, Реформации и Просвещения в формировании современной западнохристианской цивилизации дело, разумеется, не дошло. История Европы для автора — это история о том, «как Евангелия разрушали культуру, палили книги и знания».
Немудрено, что пытливый взгляд автора неизменно натыкался на Грефскую площадь, толпу, жующую брюкву и наблюдающую казни.
«ЕВ-РО-ПЕЙ-ЦЫ», одним словом, но по слогам. Даже музей в Ватикане они превратили в «музей истории грабежа других стран».
Индивидуальные картины мира для того и формируются, чтобы фильтровать базар. Вот как это делает гуру Евразийства, российский философ Александр Дугин:
«Россия будет вынуждена либо принять именно тот радикальный либерализм, который доминирует на современном Западе — с ЛГБТ+, cancel culture, шэймингом, постгуманизмом, феминизмом и постмодернистской культурой. Либо останется на полной периферии и с ней будут обращаться как с глухой провинцией, с варварским фронтиром, где кончается Запад и начинаются джунгли, степи, пустыни и поселения недостаточно цивилизованных и прогрессивных дикарей».
Убедительно? Убедительно для тех, чьи представления о Западе ограничиваются ЛГБТ+ и феминизмом.
Обладателю подобных фильтров бесполезно объяснять, что демократия — это прежде всего возможность смены власти мирным путем, т.е. «когда не только ты их, но и они тебя» (Михаил Жванецкий).
Сформировавшаяся картина мира, как правило, чрезвычайно устойчива. Не уверен, что поэт Николай Некрасов (1821-1878) был знаком с азами гуманитарных наук. Подобно большинству своих соотечественников он шел от жизни, и личного опыта ему хватило для следующего обобщения:
«Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь — колом ее оттудова не выбьешь: упираются, всяк на своем стоит!»
В этом смысле многие современные мужики от мужиков позапрошлого века недалеко ушли. Сомневающимся привожу фрагменты комментария к посту одного из моих оппонентов:
«В США тоже тоталитарный контроль, как и в Евросовке. <…> А про их демократию это тоже самое, что и в СССР было. <…> Подконтрольные СМИ выполняют роль админ ресурса. Не зря же совковый CNN периодически мочил Трампа и кидал фэйки про работу на Путина. Как говорится, совочек он и в Африке совочек. (Нет правды на земле, но нет ее и выше)».
Постмодернистский вариант правды, однако. Но углубляться в постмодернизм я не в состоянии. Все мои знания в данной области ограничиваются строчкой из Википедии:
«Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума».
За неимением гербовой бумаги пишут на простой, а при отсутствии философского бэкграунда (стандартный совковый курс марксистско-ленинской философии не в счет) в качестве аргумента используют стихи, позаимствованные из серии «Моя первая книжка» от издательства Феникс:
«Где ты была сегодня, киска?
У королевы у английской.
Что ты видала при дворе?!
Видала мышку на ковре!»
Вот такие пироги, то ли с котятами, то ли с мышками. Получается, что способностью фильтровать базар обладают не только представители вида homo sapiens, но и представители семейства felidae (кошачьих). Сомневающимся рекомендую ютьюб канал «Все как у зверей — программа о том, в кого люди такие». Не пожалеете!
И последний комментарий к посту, не связанный с инверсией массовых представлений о структуре мира.
Нет ничего удивительного в том, что при посещении культурных столиц Европы не один, не два, а тридцать два раза вдруг ловишь себя на мысли, что «все одно и то же».
В этой связи вспоминается интервью с московским экскурсоводом, сорок лет проработавшим с туристами из франкоговорящих стран:
— Какое впечатление на иностранных туристов производят храмы Москвы?
— Это зависит от того, начинают они свой тур в Москве или заканчивают. В первом случае они в восторге, во втором демонстрируют полное безразличие.
Как тут не вспомнить анекдот про девочку Машеньку:
— Мама, мама, а у нас в детском саду есть девочка Машенька, которая не курит и не пьет!
— Машенька, почему же ты не куришь и не пьешь?
— Ну, не могу я больше.
«Огромное количество действий, если бы не рутинизация, доводили бы человека до оргазма», — утверждал культуролог Андрей Пелипенко.
Но природа мудра. Поэтому достичь этого замечательного состояния, часами бродя по Лувру или Национальному музею Прадо, удается лишь единицам. Большинство же покидает сокровищницы мировой культуры усталыми и опустошенными.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…