Умение привлекать чужие мозги как показатель наличия собственного интеллекта
В том, что Америка — Страна дураков, мои оппоненты не сомневаются. Короткая цитата: «Мозги в США отсутствуют, поэтому перекупают и переманивают из других стран».
Отсутствовать-то они отсутствуют, но не стоит забывать, что кроме головного мозга имеется и спинной. Как показывает практика, американцам его вполне хватает для переманивания мозгов из других стран. Скажите еще спасибо, что переманивают, а не завозят силой, подражая предкам-плантаторам, разбогатевшим на производстве хлопка.
«Вы хотите получить молоко без коровы!»
Каким образом Страна дураков умудрилась вырастить двух из четырех дважды Нобелевских лауреатов (химик Лайнус Полиног и физик Джон Бардин), разоблачители безмозглости американцев не обсуждают. Но если бы попробовали, то с обоснованием исключений их общего правила, проблем у них бы не возникло, т.к. у родившихся в Америке ученых, если не родители, то родители их родителей были иммигрантами.
Но вернемся к специалисту по истории науки, американцу Лорену Грэхему (см. предыдущую статью): «Несколько лет назад я приехал в Россию с группой ведущих ученых из MIT во главе с президентом MIT Рафаэлем Райфом (Массачусетский технологический институт 4-й в глобальном рейтинге университетов в 2023 г.). Русские ученые задавали множество конкретных вопросов. В первую очередь они интересовались отбором технологий, способных принести результат. Но никто не хотел слушать рассказы Райфа о демократической атмосфере университета в Бостоне, о готовности к нестандартным решениям, о способности использовать неудачи как позитивный опыт».
В конце концов, устав от бесконечных вопросов, президент MIT воскликнул: «Вы хотите получить молоко без коровы!»
Да мы такие. Не зря же в основе нашей стабильности лежит принцип: «Дайте экономику (технологии), а все остальное власть сделает сама».
Поэтому не стоит удивляться, что по сложившейся традиции гарантом свободы технического творчества у нас выступает отказ от политической деятельности. Так было в Новой Немецкой слободе, созданной по указу Алексея Михайловича в 1652 г., так продолжается и в наши дни.
Исключения можно пересчитать по пальцам одной руки. Самое известное — трижды Герой Социалистического Труда, академик Андрей Сахаров.
Ведущая роль рабочего класса в век НТР
«Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше».
Благодаря этому принципу, все материки (кроме Антарктиды) еще во времена неолиты были заселены представителями вида homo sapiens, т.к. охотникам и собирателям для пропитания требовалась в тысячи раз больше земли, чем земледельцам и скотоводам.
С переходом от непроизводящей к производящей экономике начался процесс снижения вклада фактора земли в производство товаров и услуг, что ко второй половине XX века обессмыслило завоевательные войны.
Сегодня любой природный ресурс, тем более ресурс, расположенный за тысячи километров от транспортной инфраструктуры, дешевле купить, чем завоевать. Это понимают даже безмозглые американцы. По этой же причине и свернули европейские государства свои имперские (колониальные) проекты.
Осознавать, что на контролируемой тобой территории «никогда не заходит солнце», безусловно, приятно, но контроль стоит денег, а контроль территорий с населения, формирующим свою национальную идентичность, — очень больших денег. Украина тому пример.
На смену фактору земли с началом Промышленной революции пришел фактор труда. Сначала труда механического, а затем интеллектуального. Эту перемену осознавали даже апологеты марксизма-ленинизма, рассуждая о науке как главной производительной силе, они не забывали подчеркивать ведущую роль рабочего класса в век НТР. Но простим им это.
Куда ни плюнь — везде перебежчики
«Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». «Не вызывает сомнений, — писал лейденский мануфактурщик и писатель-экономист Питер де ла Кур в 1661 г., — что наши мануфактуры, рыболовецкий промысел, коммерция и навигация, вместе с теми, кто живет за их счет, не могли бы существовать без постоянной иммиграции иностранцев, — а тем более расти или развиваться».
Своему успеху Голландия в XVII веке не в последнюю очередь была обязана в то неспокойное время умением служить тихой гаванью для иммигрантов.
Большинство иностранных иммигрантов в Амстердаме были немецкими протестантами, но имелось также значительное количество скандинавов, немецких и португальских евреев.
В республике господствовала свобода мнений и исповедований. При доминировании протестантской церкви, католики и евреи не притеснялись. В Амстердаме около 50 % населения были иммигрантами первого поколения. Со всей Европы в Нидерланды стекались мигранты, жаждущие больших свобод. Местное население терпимо относилось к ним, так необходимым для развития экономики.
И в наши дни умение привлекать чужие квалифицированные руки и мозги является показателем наличия собственных мозгов. Но почему-то это базовое условие развития с трудом осознается среди родных берез и осин.
Очередная цитата: «Куда ни плюнь — везде перебежчики из России или Беларуси, да согласен, патент оплачивает западник, а идею воплощает в жизнь то Русский. Единственное чему их учат в именитых западных ВУЗах, так это системе капитализма, долго и упорно, что бы умели дурить голову миллионам. Зря вы затронули техническую часть вопроса, очень зря».
***
Так формируется парадокс, когда у одних и тех же национально ориентированных оппонентов в ФБ огорчения по поводу отъезда собственных мозгов сочетается с критикой тех, кто создает условия для их реализации на чужбине.