Как умники расстаются со своим «дурацким прошлым»
В июле 2022 года в Санкт-Петербурге должно было состояться одно из важнейших событий в мировой науке – Международный математический конгресс. По традиции с конца XIX века он проходит раз в четыре года, выиграть право на проведение конгресса так же почетно, как право на проведение Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу. Но…
Да, мы таковы: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой»!
Но на этом особенности страны не заканчиваются. Согласно ее основателю, «каждая кухарка может управлять государством». И такого рода примеры фиксировались неоднократно. Это на загнивающем Западе для подобного вида деятельность необходимо заканчивать Оксфорд, Кембридж или на худой конец Гарвард.
Но жизнь не стоит на месте. На кухарках и героях природа отдыхала не долго.
В мае «Национальный исследовательский центр» (ранее Институт атомной энергии имени И. В. Курчатова) наградил главу Чечни Рамзана Кадырова золотой медалью имени Курчатова.
Для тех, кто не в курсе, поясню, что с 1962 года медаль присуждают за выдающиеся работы в области ядерной физики и ядерной энергетики. Среди награжденных трижды Герой Социалистического труда Анатолий Александров, академики Юлий Харитон и Яков Зельдович. И вот этот славный ряд пополнил Герой Российской Федерации, мастер спорта по боксу, доктор экономических наук Рамзан Кадыров.
Слово герою, мастеру и доктору:
«Я с большим удовольствием принял из рук Михаила Валентиновича (президент НИЦ и друг Путина М. Ковальчук — Ред.) медаль имени И. В. Курчатова за выдающийся вклад в развитие НИЦ «Курчатовский институт». Для меня большая честь получить такое высокое признание от именитого института».
Это к вопросу «Америка — страна дураков, чье благополучие держится на эмигрантах из России и Беларуси».
Не состоявшийся конгресс
Следует признать, что в категории «страны дураков» долгие годы пребывала и Российская Империя, и расставалась со своим «дурацким прошлым» она за счет приглашения иностранных специалистов.
Цитата из Википедии:
«Высшая математика поначалу не вызвала в России интереса, даже Ломоносов ею не владел. Но положение вскоре изменилось и здесь. В 1725 году была учреждена Петербургская академия наук, куда пригласили, в числе прочих, крупнейших математиков Европы — Эйлера и Бернулли. Первое время профессоров было больше, чем студентов, и они читали лекции друг другу».
Приглашение крупнейших математиков Европы окупилось сторицей. Иностранные специалисты наладили выпуск не только европейских учебников и классических монографий, но и оригинальных трудов. Эйлер, успешно освоивший русский язык, издавал свои труды на русском раньше, чем на латинском или немецком.
В июле 2022 года в Санкт-Петербурге должно было состояться одно из важнейших событий в мировой науке – Международный математический конгресс. По традиции с конца XIX века он проходит раз в четыре года, на нем вручаются главные математические награды мира. Выиграть право на проведение конгресса так же почетно, как право на проведение Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу.
Санкт-Петербург выиграл заявку у Парижа. Однако причину, по которой конгресс не состоялся, полагаю, пояснять нет необходимости.
24 февраля сломалось то, что выстраивалось столетиями, окончательно сломалось то, что усилиями энтузиастов восстанавливалось после нищеты 1990-х. Математики, чья научная жизнь невозможна в изоляции, стали активно покидать страну умников и перебираться в страну дураков. За первый год спецоперации Россию покинуло около половины преподавателей факультета математики и компьютерных наук СПбГУ.
Но чьи это проблемы? В наименьшей степени умников, отягощенных научными степенями и обвешенных со всех сторон государственными наградами.
Чтобы не быть голословным, предоставлю слово национальному лидеру России:
«…разве мы хотим, чтобы у нас, здесь, в нашей стране, в России, вместо мамы и папы был «родитель номер один», «номер два», «номер три» — совсем спятили уже там? Разве мы хотим, чтобы в наших школах с начальных классов детям навязывали извращения, которые ведут к деградации и вымиранию? Чтобы им вдалбливали, что кроме женщин и мужчин якобы существуют ещё некие гендеры, и предлагали сделать операцию по смене пола? Разве мы всего этого хотим для своей страны и своих детей? Для нас все это неприемлемо, у нас другое, свое будущее (выделено — Ред.)».
«Закон над нами или мы над законом?!»
В очередной раз приходиться напомнить, что «специфика каждой крупной/сложной социальной системы заключается в ее системообразующем элементе. В индийской системе это каста, в античной — полис, в капиталистической — капитал» (Андрей Фурсов, историк).
В истории русской цивилизации в качестве системообразующего элемента выступает так называемая «русская власть». Это власть моносубъекта, стоящего над законом.
Пример из 1960 г. Когда Н.С. Хрущев узнал, что королям советского «черного рынка» (дело Рокотова), возглавлявшим сеть нелегального оборота золота и иностранной валюты, светят всего лишь пять-шесть лет тюрьмы, он потребовал расстрела. Генеральный прокурор попытался возразить, что такое наказание не соответствует закону. Хрущев пришел в ярость и заорал: «Закон над нами, над коммунистической партией или мы над законом?!»
Хрущев лукавил. Над коммунистической партией стоял не закон, а сам Хрущев, что не мешало ему в начале нахождения на посту генерального секретаря разглагольствовать о коллективном руководстве. Но подобно гриппу, который при интенсивном лечении проходит за семь дней, а если не лечить — то за неделю, очень быстро в стране сформировался новый культ. Природа взяла свое. Властный моносубъект просто не мог не выпрыгнуть подобно чертику из табакерки культуры.
***
«У нас другое, свое будущее». И проблема не в том, что вместо мамы и папы мы не желаем использовать эвфемизмы «родитель номер один», «номер два» и далее по списку. Дело во власти моносубъекта, историческое время которого в XXI веке подошло к концу, дело во власти, чья прочность от количества математиков в стране зависит в минимальной степени.
PS
Бульба есть, вода рядом, дров припрем и порядок! А если к бульбе добавить нефть и газ по внутрироссийским ценам, о чем тогда переживать. Прорвемся.