День 25 мая стал очень показательным в отношениях Беларуси и России. Александр Лукашенко принял участие в саммите ЕАЭС в Москве, премьер-министр Роман Головченко посетил Мурманскую область, а министры обороны двух стран Виктор Хренин и Сергей Шойгу в Минске подписали документы о порядке хранения российского ядерного оружия на территории Беларуси. Все за один день.
Умирать я не собираюсь, ребята. Вы еще мучаться со мной будете очень долго.
Александр Лукашенко, 23 мая 2023 г.
24-25 мая в Москве состоялся II Евразийский экономический форум, а также заседание Высшего Евразийского экономического совета. Мероприятия прошли по стандартной, традиционной схеме. Выступления лидеров стран-участниц этого союза выглядели как декларации о намерениях, они призывали к более активной интеграции, еще более тесному экономическому сотрудничеству. Лукашенко говорил о необходимости превратить евразийский союз в мировой центр, вопреки Западу. Ничего нового.
Хотя новое в деятельности ЕАЭС все же появилось. Правда, публично об этом лидеры не говорили. В прошлом году у евразийского союза возникла новая функция. ЕАЭС стал удобным механизмом контрабанды подсанкционных товаров в Россию.
Но главным событием этого дня стало начало процесса размещения в Беларуси ядерного оружия.
Напомню, 25 марта Путин объявил о решении разместить ядерное оружие на территории Беларуси и о намерении построить здесь к 1 июля объект его хранения. Тогда многие эксперты сочли это блефом, информационной атакой, направленной на запугивание Запада. Интересно, что 16 мая официальный представитель Беларуси в ООН Валентин Рыбаков фактически подтвердил эту версию, заявив: «Что касается анонсов размещения тактического ядерного оружия в Беларуси. Во-первых, это только заявления. Ничего с практической точки зрения не было сделано в этом направлении».
Но ровно через два месяца 25 мая вся история с ядерным оружием вдруг повернулась совершенно другой стороной. В этот день в Минске министры обороны Беларуси и России Виктор Хренин и Сергей Шойгу подписали документы, определяющие порядок содержания российского нестратегического ядерного оружия в специальном хранилище на территории Беларуси.
Лукашенко был вынужден обратиться к этой теме, отвечая на вопросы журналистов в Москве. По его словам, данный вопрос он обсуждал с президентом России в ходе Евразийского форума:
«Речь шла о том, что он меня проинформировал, что он подписал указ о наших действиях по размещению ядерного оружия в Беларуси. То есть речь шла о документе конкретном. Принято решение в развитие того, что сказано было устно».
Итак, зафиксируем этот момент. Путин подписывает документ о размещении российского ядерного оружия в Беларуси и только потом информирует об этом Лукашенко, ставит его перед фактом. У него не спрашивают согласия. Важнейший стратегический вопрос национальной безопасности Беларуси решается в Москве без участия Беларуси, без Лукашенко.
А дальше следует не менее показательный диалог Лукашенко с журналистом:
Лукашенко: «Началось перемещение ядерных боеприпасов».
Журналист: «Уже началось? Оно (ядерное оружие. — Прим. БЕЛТА) уже в Беларуси?»
Лукашенко: «Возможно. Я приеду — посмотрю».
Таким образом, ситуация феноменальная. Сам Лукашенко признается, что не знает, разместила ли Россия ядерное оружие в Беларуси или еще нет. Кто же в таком случае реальный хозяин в стране?
Думаю, мы так до конца и не узнаем все детали этого процесса, не поймем, где здесь блеф, а где реальность. Но в любом случае подписанные в Минске документы, официальное сообщение о практической реализации объявленного решения многое меняет и будет иметь важные политические последствия для Беларуси.
В любом случае размещение ядерного оружия в Беларуси может стать роковым шагом как для правящего режима, так и для Беларуси. А у Лукашенко появилась еще одна историческая миссия: сделать Беларусь мишенью для ядерного удара.
Теперь что касается итогов визита Лукашенко в Москву. 22 мая он принял с докладом посла Беларуси в России Дмитрия Крутого. Обсуждали проблемы экономического сотрудничества двух стран. Лукашенко заявил: «Я вижу по ситуации, что все-таки проблемы есть, нестыковки какие-то. Иногда бюрократизм. Кто в этом виноват? Чтобы вот, встречаясь послезавтра в Москве, мы с президентом России Путиным могли обсудить и снять те проблемы». Таким образом, Лукашенко рассчитывал на полноценные переговоры с российским лидером в ходе своей поездки в Москву 24–25 мая на II Евразийский экономический форум и саммит Евразийского экономического союза.
То, что Путин и Лукашенко беседовали в кулуарах проходивших в Москве мероприятий, сомнений не вызывает. Но были ли полноценные переговоры? Телеграмм-канал пресс-службы Лукашенко «Пул Первого» сообщил:
«По окончании рабочего обеда Лукашенко и Путин пообщались еще и один на один. Естественно, за закрытыми дверями».
Но с российской стороны подтверждения этого факта не последовало. На сайте президента России сообщается, что тот вечером 25 мая встречался с лидерами Азербайджана и Армении. О встрече с Лукашенко ничего не говорится.
27 мая 2023 г.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…