Хочешь преуспеть? Изобрети угрозу и предложи план по ее устранению
В отличие от рыночных, Белорусская модель заточена не на получение прибыли, а на устранение угроз.
Информационное пространство — часть природы, а природа не терпит пустоты. Поэтому при отсутствии позитивных новостей приходится подобно персонажу из басни «Петух и жемчуг» отыскивать новостные перлы в мусорных баках.
Специализирующимся на подобного рода новостях безработица не грозит. Тот, кто хотя бы раз пересекал западную границу республики-партизанки, в курсе, что достопочтенные бюргеры мусорные баки, как правило, держат у ворот своих домов. Подходи — копайся. Не вопрос!
Открываю рубрику «Новости» на сайте самого популярного республиканского телеканала за 28 мая:
«В немецком городе Нойштадт около трех тысяч митингующих выступили с осуждением политики канцлера Шольца»,
«О региональной безопасности и планах Запада на вторжение в Беларусь — в рубрике «Скриншот»,
«В Эстонии все чаще крадут алкоголь… женщины!»,
«В Польше упрекнули Германию во лжи мирового масштаба».
И это лишь малая часть новостей такого рода. Как земля европейцев носит? Лгут, спиваются и при этом вынашивают планы по вторжению в Беларусь. Что они у нас забыли?
Будем, будем. Но не дождетесь!
«Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется,
Кто ищет — тот всегда найдет!»
От себя добавлю: найдет то, что ищет. Проиллюстрирую актуальность своего добавления на примере выступления одного из участников пленарного заседания II Евразийского экономического форума в Москве.
На форуме собрались специалисты по предотвращению угроз. И не мудрено. Современный мир выпекает их как горячие пирожки. Казалось бы, столько усилий было потрачено на переход от однополярного (читай, англосаксонского) к многополярному миру. Но нет худа без добра и добра без худа. Цитирую:
«В последнее время мир живет в обстановке постоянной напряженности и неопределенности. Это тоже естественно в переходный период от старой эры к новой, к которой мы стремимся и имя которой — многополярность».
Получается, что главная угроза стабильности в современном мире исходит от борцов за многополярность. Я правильно понял? Но продолжу цитирование:
«Центр мировой экономики необратимо смещается в сторону развивающихся стран. Это естественно. Там прежде всего будет развитие. Это страны Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока. Эти государства больше не желают быть сырьевыми придатками, источниками дешевой рабочей силы. Они хотят, и вполне заслуженно, полноценно участвовать в международном разделении труда. И добиваются достойной оплаты за свою работу».
Развивающиеся страны, согласно Теодору Шанину, основателю Московской высшей школы социальных и экономических наук («Шанинка»), — это страны, которые не развиваются. Если исключить из списка, приведенного выше, страны «рисовой культуры», то сомневаться в справедливости максимы Шанина не приходится.
Тем не менее, тут я вновь возвращаюсь к выступлению участника форума, «все рванулись в Африку». Потому что «там будущий полюс нашего развития, очень активный. Но это не значит, что мы развиваться не будем».
Будем, будем. Не дождетесь. 400 лет заимствовали технические «хитрости» в Европе и выжили, а переключившись на Африку резко пойдем в гору.
«Россия должна быть очень активной. Авторитет ее, несмотря на то, что тут Запад кричит во всех средствах массовой информации против России, огромен. Россия рискнула бросить вызов однополярному миру, идет в авангарде этих процессов. Ну и мы рядом».
Санкции в роли отлива
Обратите внимание: в перечне регионов, не желающих быть сырьевыми придатками, отсутствует 1/6 часть суши, имя которой Россия. А о том, что ее экономика на иные роли претендовать не в состоянии, свидетельствует официальная статистика.
В частности, в 2021 г. доля минеральных продуктов, металлов, продукции химической промышленности (главным образом удобрений), сельскохозяйственного сырья, древесины, драгоценных металлов и камней в общем объеме экспорта составила 86,1%. На долю же машин, оборудования и транспортных средств пришлось 5,4%.
При такой структуре экспорта зависимость экономики от внешней конъюнктуры цен — максимальна, что на практике и наблюдается. Вспомним историю «величайшей катастрофы XX века», далеко не последнюю роль в которой сыграло падение цен на нефть в 1985 г.
Но вернемся к докладу представителя Беларуси на московском форуме.
Вся надежда его автора – на многополярность. Она же — главный источник угроз на стадии транзита. Но источник этот только на первый взгляд выглядит целостным. При ближайшем рассмотрении он распадается на составные части. Каждой части в докладе посвящен отдельный раздел. Перечислю их по порядку:
«О промышленной и технологической безопасности»,
«Об энергетической безопасности»,
«Об информационной безопасности»,
«О продовольственной безопасности»,
«Об экологической безопасности».
Такая концентрация угроз на страницу доклада не должна удивлять. В отличие от рыночных, Белорусская модель заточена не на получение прибыли, а на устранение угроз. Преуспевает в ней тот, кто сумел убедительно обосновать актуальность очередной угрозы и предложить план по ее устранению. И в этом смысле трижды правы воспринимающие «специальную военную операцию» в качестве окна возможностей.
Как говорил американский инвестор Уоррен Баффет, когда начинается отлив, становится видно, кто купался голым. Санкции и сыграли роль отлива. Они обнажили факты технологической зависимости Союзного государства от Запада.
Но не надо печалиться, т.к. «мы стоим на плечах того, что было создано в Советском Союзе», на плечах того самого Советского Союза, который так и не смог шагнуть из индустриальной экономики в постиндустриальную и потому обанкротился.
К тому же мы рядом с Россией, бросившей вызов однополярному миру.