Новые российские эмигранты. Кто они, сколько их и куда уехали? Чем похожи на беларусов?
Не только беларусы – по меньшей мере 155 тысяч граждан России за прошлый год получили временные виды на жительство в странах Европы, Турции и СНГ. Около 15 тысяч искали политическое убежище в ЕС - правда, получили его там чуть больше 2 тысяч.
Сколько россиян уехало?
Волну эмиграции 2022 года ученые сравнивают с белой эмиграцией времен Октябрьской революции и Гражданской войны. Масштабы нынешней волны все же кажутся существенно меньше.
К 1920 году из России, по оценке Красного Креста, уехали около 2 млн человек. Относительно нынешней волны эмиграции оценки сильно разнятся — от нескольких сотен тысяч до миллиона.
Проблема в том, что сейчас неясно, с какого момента человека можно считать эмигрантом.
По международным критериям ООН, “уехалнадолго» — это минимум на год. От трех месяцев до года — это временное перемещение, а до трех месяцев — это просто поездка.
Чаще всего мигрантов считают по данным стран, куда они прибывают. Исследователи этой волны миграции советуют считать так: взять данные по въездам и выездам российских граждан в другие страны и вычесть одни из других.
Би-би-си пошла по этому пути и собрала статистику популярных у россиян стран.
Разница между названными выше цифрами — 3,4 млн.
Это не значит, что из России в военном 2022 году столько эмигрировали — в большинстве стран власти считают пересечения границы, а не отдельных людей (у каждого из которых таких пересечений может быть много). Человек пересекает границу одной страны, чтобы отправиться в другую, таким образом он отражается в пограничной статистике сразу двух государств.
Чуть более точную картину могут предоставить данные о том, сколько россиян решили задержаться в других странах и оформили свое пребывание.
По данным, доступным Би-би-си, более 155,4 тыс. россиян получили виды на жительство или разрешения на временное проживание в странах из выборки за прошлый год..
Россияне также подали более 15 тыс. заявок на получение убежища в ЕС, а к концу года получили больше 2 тыс. положительных решений (по даннымЕвростата).
По другим данным, Европейского агентства по убежищам, россияне подали почти 17 тыс. заявок (первичных и повторных) в странах ЕС и получили чуть меньше 2 тыс. положительных решений.
Свой учет того, сколько людей уехало из страны, ведут и российские власти. Так, по данным пограничной службы ФСБ, в прошлом году граждане России выезжали за границу 23,2 млн раз. Данные по въездам обратно в Россию ФСБ не публикует — оценить волну эмиграции по этим данным невозможно.
Однако даже по этой статистике видно, что после начала войны и затем после объявления мобилизации резко подскочило число уезжающих в страны, куда россиянам не нужны визы. По подсчетам «Новой Газеты. Европа», в 2022-м граждане РФ побили пятилетний рекорд по въездам в Армению, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Монголию.
В 2022 году россияне действительно могли ездить туда и обратно в соседние страны — этих перемещений намного больше, чем случаев получения ВНЖ или визы. Частично эти поездки можно объяснить тем, что им было очень сложно где-то осесть. За 2022 год россиянам стало намного сложнее получать визы и виды на жительство — правила часто менялись, быстро и неожиданно. В итоге многим приходилось срываться с места и ехать дальше.
С чем столкнулись эмигранты в разных странах
Доказательства того, что волна эмиграции была существенной, и ее основные пики можно найти в других, косвенных данных. Например, согласно статистике МВД России, в 2022 году россиянам выдали на 40% больше загранпаспортов, чем в 2021 году — всего более 5,4 млн. Пики по количеству полученных паспортов пришлись на март и декабрь.
Хотя, по предположению АТОР, всплеск мог быть связан с тем, что 10-летние паспорта начали массово выдавать в 2012 году, а к 2022-му срок их действия закончился. Также свой вклад в эту статистику внес отложенный спрос на поездки после пандемии.
Оценки российских чиновников и СМИ подтверждают, что количество уехавших в 2022 году россиян исчисляется сотнями тысяч.
О том, что после начала мобилизации из России выехали от 600 тыс. до 1 млн человек, писал Forbes со ссылкой на свои источники. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отрицал эти данные.
Однако подсчеты The Bell (власти России внесли это издание в реестр «иноагентов») и RTVi по отдельным данным самых популярных стран в конце 2022-го — начале 2023-го дают похожие результаты.
Министерство обороны Великобритании в мае 2023 года также оценивало возможное количество уехавших из России до 1,3 млн человек.
Политизированные, активные и грустные…
Российская пропаганда обычно рисует уехавших как тех, кто пожертвовал родиной ради лучшей жизни за границей. Но, судя по опросам новых эмигрантов, это совсем не так — эмиграция оказалась для них испытанием.
Многим было тревожно находиться в России. Однако отъезд не слишком сильно улучшил их эмоциональное состояние: эмигранты тяжело переживают войну, сложно им дается и переосмысление всего предыдущего опыта жизни и работы в России.
По данным OutRush, 39% опрошенных осенью респондентов сообщили, что большую часть времени или почти все время за последние три месяца ощущали депрессию.
Отдельная причина для тревоги — это будущее России и жизни там. «Уехавших в весенней волне интересует вопрос, какова будет жизнь в России, «когда все закончится» — будет ли она соответствовать их ожиданиям и привычным стандартам? Многие приходят к отрицательному ответу», — пишут исследователи.
Социолог Любовь Борисяк в статье, опубликованной в марте на Re:Russia, пишет, что многие уехавшие говорили об обращении за психологической или психиатрической помощью. Их продолжает беспокоить неустроенность, непонятные перспективы с поиском работы и финансовые трудности. Некоторые тяжело переживают слова детей-подростков о том, что родители разрушили их жизнь, писала Борисяк.
Ученые также попытались понять, кто же уезжал из России в военном 2022 году — это в основном жители крупных городов, «в среднем моложе, образованнее, обеспеченнее тех, кто остался, у них больше ресурсов».
Однако возрастного разрыва между теми, кто уехал, и теми, кто остался, нет. А вот в уровне дохода разница есть — уехавшие в среднем более обеспечены. Правда, наличие собственной квартиры более характерно для тех, кто остался.
Есть разница между первым и вторым пиком эмиграции — в марте и в сентябре. Как отмечает Маргарита Завадская, первая волна обладала большими ресурсами и имела больше возможностей. Волна уехавших от мобилизации более разнородная по сравнению с первой.
Первые были более похожи на экономических и политических эмигрантов, у людей из второй группы есть черты, которые характерны для беженства, отмечает Завадская. Но беженцами их называть нельзя.
После переезда экономическое положение эмигрантов ухудшилось. Это касается в первую очередь тех, кто работал в российских компаниях — постепенно многие из них стали заниматься фрилансом или нашли работу за рубежом, некоторые даже открыли свой бизнес.
Мария Киселева, Виктория Сафронова
Би-би-си, окончание следует