...Рядом с дежуркой на стеклянной двери меню на текущую неделю. Пища предлагается пяти категорий: обычная, без свинины, для вегетарианцев, легкая пища и для диабетиков...
Сотрудники исправительного учреждения, куда отправился корреспондент Немецкой волны, оказались на удивление вежливыми и доброжелательными, более отзывчивыми, чем некоторые продавщицы в немецких сетевых супермаркетах или сотрудницы паспортных столов.
Тегель — самая большая в Германии мужская тюрьма закрытого типа для взрослых преступников. При этом, однако, почти треть персонала, включая надзирателей, — женщины, рассказывает корреспондент DW.
На территории, обнесенной полуторакилометровой стеной, могли бы разместиться 17 футбольных полей. Ощущение неволи появляется по-настоящему только в старых корпусах, построенных еще в конце ХIХ века. Новые похожи на типичные городские новостройки и, если бы не решетки на окнах, вполне могли бы сойти за жилые дома. Именно так их здесь и называют.
Рядом с каждым «домом» — просторная, обнесенная невысоким проволочным забором территория для ежедневных двухчасовых прогулок. По своей секции внутри каждого из корпусов заключенные могут в свободное от работы или учебы время передвигаться, ходить друг к другу в гости, готовить на общей кухне, где есть плита и холодильник с отдельными, запирающимися на ключ, ячейками — по одной на пару осужденных.
Хотя работать должны все заключенные, здесь не хватает рабочих мест — полное отражение действительности на свободе. В результате некоторые из зэков остаются запертыми в камерах до тех пор, пока из мастерских не возвращаются все остальные и — после 15.00 — начинается «свободное» время.
Вечером — спортивные мероприятия, литературная группа, кружок «Умелые руки», гончарная мастерская, курсы лечения от наркотической или игровой зависимости, групповая терапия, в ходе которой заключенных учат справляться с неконтролируемыми вспышками гнева.
На ночь камеры закрывают в 22 часа.
Рассчитана тюрьма на 1325 заключенных. Все они — одиночные: два шкафчика, полка, стол, кровать, отдельный санузел, умывальник, зеркало. Душевые кабинки только на этаже, и они всегда открыты.
Общей столовой нет – здесь не считают целесообразным создавать большие скопления, мало ли что, лучше не рисковать. Дежурные развозят индивидуальные дневные пайки на тележке, и каждый заключенный уносит свою порцию в камеру.
Рядом с дежуркой на стеклянной двери меню на текущую неделю. Пища предлагается пяти категорий: обычная, без свинины, для вегетарианцев, легкая пища и для диабетиков. При составлении меню учитывают и то, что около трети заключенных — иностранцы из 57 государств, в том числе около 100 — из республик бывшего СССР.
Один из них — 27-летний Умар Качкаров из Карачаево-Черкесии. В тюрьме он ходит в немецкую школу и собирается, получив свидетельство о ее окончании, пойти учиться на медиадизайнера. Времени на обучение у него хватит. Из 12 лет, полученных за непредумышленное убийство, он пока отсидел только два года.
За учебу в школе Умар получает 250 евро в месяц. «В принципе, мне хватает, — рассказал он, — на мыло и зубную пасту, на тетради и ручки, купить что-нибудь покушать и даже заказать фильм из каталога». В камере ему разрешено иметь три электроприбора. У Качкарова есть телевизор, DVD-плеер и магнитофон.
Зарплаты работающих или стипендии проходящих обучение заключенных разные, в зависимости от квалификации от 8 до 15 евро в день плюс сверхурочные за работу в выходные дни, рассказал корреспонденту DW директор одной из секций Ларс Хоффман. Это не много, добавил он, «но если учесть, что не требуется платить квартплату и за коммунальные услуги, что заключенные на полном пансионе, то такой доход представляется вполне сносным».
В тюрьме Тегель готовят не только медиадизайнеров. Здесь можно освоить 11 различных профессий: от автомеханика или специалиста по обслуживанию типографского оборудования до повара или маляра. По завершении обучения и после сдачи соответствующего экзамена заключенные получают стандартное свидетельство с печатью торгово-промышленной палаты ФРГ. По такому документу невозможно определить, что его предъявитель получил квалификацию именно в тюрьме.
Этот репортаж корреспондента DW мы решили дополнить совсем свежей информацией.
Почасовая оплата труда заключенных в размере двух евро и менее противоречит конституции. Федеральные земли должны пересмотреть соответствующие законы не позднее конца июня 2025 года, заявила председатель Второго сената Дорис Кёниг в Карлсруэ.
В большинстве федеральных земель работа является обязательной для заключенных. Предполагается, что это служит целям ресоциализации. Именно поэтому для осужденных не существует минимальной заработной платы. В 2020 году, по данным Кёнига, они получали от 1,37 евро до 2,30 евро в час.
Осужденные в Германии работают в различных местах — на собственных предприятиях исправительных учреждений, во внешних компаниях или непосредственно в тюрьмах, где они выполняют более простые задачи, такие как стирка белья и уборка.
Конституционные судьи в Карлсруэ уже однажды выносили решение, касающееся оплаты труда заключенных. В 1998 году осужденные пожаловались на ее слишком малый размер. После этого база для расчета была повышена с пяти до девяти процентов от средней заработной платы всех тех, кто имеет обязательное пенсионное страхование.
В этом отношении ничего не менялось около двадцати лет. По словам заместителя председателя суда Дорис Кёниг, в 2020 году почасовая ставка для заключенных составляла максимум 2,30 евро.
Проблема для заключенных, по мнению истцов, заключается в том, что, находясь в тюрьме и получая так мало денег, они не в состоянии ни уменьшить свои долги, ни даже содержать собственные семьи.
Кроме того, арестанты не включены в пенсионную программу и поэтому столкнутся с финансовыми проблемами в старости.
Мануэль Матцке из Союза заключенных/Федеральной организации (GG/BO), ранее сам сидевший, потребовал оплаты труда в соответствии с минимальной заработной платой.
На слушаниях в апреле прошлого года руководители исправительных учреждений также высказались за повышение оплаты труда. Но представители земель – против: один день пребывания в тюрьме влечет за собой большие расходы, а заключенные часто не имеют должной подготовки.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…