Давай-ка, Петюня, налей, пока еще есть в магазине
Немного из истории российского рубля. В 1881 г. на жалобу некоего Стасюлевича: «Беда, мне за 100 рублей дали в Париже всего 213 франков», писатель Михаил Салтыков-Щедрин заметил: «Это еще ничего, а скоро вам за 100 рублей в морду будут давать».
За рубль дают евроцент, а скоро давать будут в морду
Не знаю, как на счет «в морду», но на момент написания настоящего текста за евро давали 99,5 рубля, т.е. за 1 полновесный евроцент — 1 не менее полновесный рубль. Это соотношение не осталось незамеченным российским поэтом Геннадием Наварским:
«За рубль дают евроцент, а скоро давать будут в морду,
Не глядя блатной или мент, пошлют с деревянными к черту!
За месяц на десять рублей упал к бивалютной корзине, —
Давай-ка, Петюня, налей, пока еще есть в магазине».
На серьезном сайте finam.ru при анализе причин девальвации рубля ни классика литературы, ни Петюню, естественно, не вспоминают. У специалистов в вопросах финансов свой тезаурус (совокупность слов и понятий):
«Абсолютно шокирующий рост инфляционных ожиданий! Ничего подобного мы не наблюдали с марта прошлого года. Даже сентябрьский шок, вызванный мобилизацией и массовым отъездом граждан из страны, экономика пережила спокойней. Причины всплеска инфляционных ожиданий очевидны — обвал рубля. Понятно, что он вызван бегством капитала, но чей это капитал, в рамках каких сделок происходит этот вывод денег, мы не знаем».
Спецоперация распахнула «окно возможностей» не только для импортозамещения. Рыба ищет где глубже, а человек где лучше… можно пристроить нажитый непосильным трудом капитал. Что касается живущих от зарплаты до зарплаты, то для них экономическая активность удачливых соотечественников в очередной раз обернется ростом цен.
Дурной пример заразителен, поэтому не стоит удивляться, что белорусский коллега российского рубля смело перешагнул символическую отметку в 3 рубля за доллар. Союзное государство, однако. До единой валюты дело еще не дошло, но наличие единой судьбы у двух рублей-побратимов сомнения не вызывает. Недаром же процесс реализации 28-ми союзных программ продвигается успешно.
Сеятель, разбрасывающий облигации
Вспомним басню «Свинья под дубом». Ее персонаж жил бытовыми проблемами, даже не догадываясь о существовании проблем высокого уровня, тем не менее, бытовой уровень формирующий. Современный человек подобную беспечность позволить себе не в состоянии. Другое дело, что о происходящем на высоком уровне он узнает не из личного опыта, а из массмедиа, естественно, в трактовках массмедиа.
Самым ярким событием в июне, по данным Левада-Центра, стал мятеж ЧВК «Вагнер». Его отметило 34% респондентов. Он отодвинул на второе место интерес к спецоперации (19% в июне vs. 32% в мае).
Внимание россиян к мятежу отметил в своем докладе и Банк России. «Спрос на наличные деньги в первый месяц лета возрос и привел к оттоку ликвидности в объеме 0,5 трлн рублей, из них 0,1 трлн рублей пришлось на 23-25 июня», — заявил регулятор.
«Кто куда, а я в Сберкассу!» Был такой плакат в 1930-х гг. Индустриализация нуждалась в деньгах, и художники наперегонки бросились создавать нетленки, доходчиво разъясняющие трудящимся массам преимущества и пользу вкладов в сберегательные кассы. Монументальное полотно Остапа Бендера из «12 стульев» «Сеятель, разбрасывающий облигации», — один из примеров предложения, рожденного в ответ на государственный спрос.
Основное отличие современных набегов на отделения банков от набегов времен первых пятилеток заключается в том, что граждане выстраиваются в очереди не ради размещения, а ради снятия своих вкладов. Таков многолетний итог общения человека советского и постсоветского с государством. Он в свое время был описан Михаилом Жванецким в монографии «Государство и народ». Ограничусь одним фрагментом:
— Куда же ты, — спрашивает государство через свою милицию.
— Да тут недалеко.
— Не поняло!
— Да рядом, не отвлекайтесь, у вас же дела. Вон, международное положение… Не беспокойтесь, мы тут сами.
$ 850 млрд из-за конфликта с властями
Пикейные жилеты в «Золотом теленке» рассуждали о придании Черноморску статуса вольного города. Их современные последователи с неменьшим энтузиазмом судачат по поводу перехода от однополярного англосаксонского мира к миру многополярному. Неменьшей популярностью пользуются и дискуссии по поводу конца эпохи доллара.
Но собака лает, а караван идет, поскольку 88% международных операций проводятся в долларах США, и на доллар приходится 58% мировых валютных резервов.
Претендентов на замену доллара «ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно, но не могут найти». Не получается. Столько затрачено усилий и все впустую.
Китайский юань, несмотря на экономическую мощь Поднебесной, претендовать на столь почетную, но одновременно и ответственную роль неспособен. И проблема не только в том, что на рынке резервных валют он занимает 3%. Дело в том, что у страны, чья валюта является резервной, должна быть открытая экономика, то есть свободный вход и выход. Китай же ограничивает выход капитала на внешние рынки, административными мерами заставляя его оставаться внутри страны.
Об уровне экономической свободы в Китае можно судить по потерям компаниями Джека Ма $ 850 млрд из-за конфликта бизнесмена с властями. Причиной конфликта явилось обвинение миллиардером китайских регуляторов в противодействии инновациям в октябре 2020 г. В ответ Пекин заблокировал IPO Ant Group, которое должно было стать крупнейшим в истории, и наложил рекордный штраф на другую компанию Ма — Alibaba.
***
Вот такой он новый мировой полюс, способный, якобы, конкурировать с полюсом, сформированным консолидированным Западом. Для несменяемых политических режимов свой плюс и немалый он содержит уже потому, что не возражает против несменяемости.