Полтора миллиона беларусских коров как зеркало национальной политики и экономики
Подобно тому, как козырная шестерка бьет туза, статья 85 Конституции бьет статью 6.
Белорусскому дойному стаду 11 июля 2023 г. запомнится надолго. В этот день ему было обещано доение при помощи роботов в молочно-товарных комплексах. Срок завершения строительства — следующая пятилетка. Соответствующий образец введен в эксплуатацию на агрокомбинате «Юбилейный» в Оршанском районе Витебской области.
В настоящий момент счастье быть обслуженным роботами удостаивается лишь 25% дойного стада. Но, как утверждал китайский мудрец Лао-цзы, «путешествие в 1000 ли начинается с одного шага».
Задача перед специалистами по удоям и привесам поставлена грандиозная. Но кого подобными задачами у нас удивишь? Надлежащий опыт имеется на всех уровнях. Достаточно вспомнить 21 августа 2012 г.
В тот памятный для крупного рогатого скота (сокращенно КРС) день было принято решение преобразовать молочно-товарные фермы в молочно-товарные комплексы. Перечислю основные отличия вторых от первых: «соблюдение полной технологии содержания дойного стада, искусственное осеменение, цех сухостоя, цех раздоя, цех производства молока, система водопоения, навозоудаления, кормление скота».
Все это благолепие предстояло создать за пятилетку, т.е. до конца 2015 г. О роботах, заметьте, речь одиннадцать лет тому назад не шла.
Удалось ли выполнить намеченное? Не берусь судить. Не специалист. Но 11 июля 2023 г. было сказано конкретно: «Наша задача — за следующую пятилетку уйти с этих диких ферм».
Что при этом понималось под «этими дикими фермами»: молочно-товарные комплексы с выше перечисленными характеристиками, но без доильных роботов, или фермы, комплексам предшествовавшие? Нет ответа.
Намеченные в 2012 г. революционные преобразования должны были увеличить производство молока в 2015 г. до 10 млн тонн. По факту получилось 7,05 млн тонн. Немного не дотянули. Самую малость.
Последний результат, доступный из официальной статистики, — 7,87 млн тонн по итогам 2022 г. Опять недолет. Но не надо печалиться, вся жизнь впереди. На нынешней пятилетке свет клином не сошелся, а ставить задачи на перспективу у нас есть кому.
Не по тем полям и не с той скоростью
В классической работе Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) не последнее место уделяется роли разделения труда в увеличении богатства. Ограничусь одной цитатой:
«Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».
А вот как базовое положение экономической науки трактуется архитектором Беларусской модели развития:
«По полям будут ходить губернаторы, за методику ответственны министры. А Вы (вице-премьер Михаил Русый — Ред.) должны заняться контролем этих процессов и торговлей, где у нас еще много проблем. Мы умеем произвести, сохранить, а вот продавать еще не научились» (21.08.2012).
Но, как видно из статистики, с умением производить не все благополучно, по крайней мере, если речь идет о молоке. Не исключено, что по причине хождения губернаторов не по тем полям и не с той скоростью.
А жаль. Согласно официальным расчетам, преобразование молочно-товарных ферм в молочно-товарные комплексы окупается за 3 года. И удивляться тут не приходится, если по итогам работы за год каждая корова в состоянии дать прибыль в $ 1 тыс., а согласно «Статистическому ежегоднику-2022» на начало 2021 г. в стране жевало жвачку 1 457 тыс. коров. Проводим нехитрый расчет и получаем $ 1,457 млрд прибыли. И это по молоку!
Вновь открываем «Статистический ежегодник-2022», на этот раз раздел «Чистая прибыль, убыток (-) организаций по видам экономической деятельности». Нас интересует строка «сельское, лесное и рыбное хозяйство». Странное объединение. Но что есть, то есть. Этот экономический триптих в 2022 г. заработал 1,751 млрд рублей чистой прибыли, что в долларах составило около 0,7 млрд. Не густо! Хорошо, что у меня имеется губозакаточная машинка.
Простота хуже воровства
Еще раз процитирую Адама Смита:
«Разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно ни было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».
Среди бесконечного разнообразия ремесел я бы выделил управленческое ремесло. Его влияние на все прочие ремесла невозможно переоценить. Управленцы не сеют и не пашут. Управленцы вырабатывают решения. Преобразование молочно-товарных ферм в молочно-товарные комплексы — пример такого решения, причем решения, принятого на самом высоком уровне.
Но то, что на языке экономистов «разделение труда», на языке политологов — «разделение властей». Обратимся к статье 6 Конституции:
«Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».
Возрадоваться, однако, я бы не спешил. Ибо подобно тому, как козырная шестерка бьет туза, статью 6 бьет статья 85:
«Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь».
Обвиняющие белорусскую Конституцию в огульной декларативности, впадают в грех упрощения. А простота хуже воровства. От воровства же один шаг к нарушению 10-й заповеди («Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и т.д.).
Чем выше уровень разделения труда, тем выше его производительность. Чем самостоятельнее государственные органы, а самостоятельность есть производная от разделения властей, тем эффективней управленческие решения. Практика эту истину ежедневно и подтверждает.