Евгений Магда: «Вагнер» и ядерное оружие в Беларуси – игра Кремля на расширение войны
Лукашенко 22 июля приземлился в аэропорту Санкт-Петербурга в зеленом спортивном костюме, чтобы уже на следующий день показать союзнику Путину новые карты нападения. Теперь на Украину. Но уже со стороны Польши.
«Я специально привез вам карту о переброске Вооруженных сил Польши к границам Союзного государства, о чем вы говорили. Мы видим – готовится почва. Допустим, одна из бригад место свое нашла в 40 км от Бреста. Стояли километрах в 500, перебросили на 40 км. Карту я покажу».
И «раскрыл» коварные планы Запада:
«Они хотят оттяпать западную Украину и присоединить к Польше. Это плата за активное участие поляков в этой операции против войск Российской Федерации. Американцами это поддерживается».
«Отрыв западной Украины, расчленение Украины и передача земель Польше неприемлемы. И, если нужно будет западному населению Украины, мы, конечно, будем их поддерживать. Я прошу, чтобы вы обсудили и продумали этот вопрос. Естественно, я хотел бы, чтобы в этом плане вы нас поддержали. Если такая будет поддержка, и западная Украина попросит этой помощи, мы, конечно, будем оказывать западному населению в Украине помощь и поддержку. Если так будет, мы будем их поддерживать всячески».
Сложно разобраться в этих тактических и стратегических уморазмышлениях, тем более без созерцания привезенных карт. Поговорили с директором Центра мировой политики (Киев, Украина)
Евгением Магдой.
– «Первый» показал новые карты, теперь – о переброске польских войск к границам «союзного государства». Зачем в Минске с таким завидным постоянством рисуют схемы выдуманных угроз?
– Карты – не только мем о том, “откуда готовилось нападение”, но и очевидное продолжение недавнего заявления Путина, что Польша формирует какие-то подразделения для захвата Украины. Минск чувствует себя младшим политическим партнером Кремля и стремится всячески подыгрывать, играет вместе, тоже готов внести свою лепту в защиту “союзного государства”. Именно в таком виде, как и происходит. И соответственно, сделать так, чтобы об этом как можно чаще упоминала российская пропаганда.
– Правитель показал карты, но почему-то просил, «чтобы наши правительства продумали какой-то экономический план», и тогда люди «будут видеть свет в конце тоннеля». На что хозяин отреагировал репликой, что все планы по развитию беларусско-российского сотрудничества реализуются, причем лучшими темпами, чем ожидали. На Россию надейся, а сам не плошай?
– Экономика несмотря ни на что все-таки остается важной по одной простой причине: если уровень жизни будет стремительно падать, то превращение государства в отстойник начнет еще острее сказываться на настроениях внутри общества. И тогда одними идеологическими упражнениями напряжение снять не удастся. Отсюда кровная заинтересованность в том, чтобы получать от России по максимуму в экономическом плане. И она многие подобные «хотелки» младшего партнера после 24 февраля 2022 года удовлетворила.
Но аппетит приходит во время еды. А с другой стороны, у Кремля нет таких широких возможностей, чтобы закрывать все потребности союзника. Иначе говоря – взять Беларусь на полное содержание.
– Лукашенко заявил, что расчленение Украины и передача земель Польше неприемлемы:
«Если такая будет поддержка, и западная Украина попросит этой помощи, мы, конечно, будем оказывать западному населению в Украине помощь и поддержку».
Насколько вероятен сценарий подготовки к возможному вторжению в Западную Украину – с целью отрезать поставки западных вооружений?
– Тема расчленения Украины польскими войсками – это, знаете, сублимация на события начала 17-го века, когда польские войска захватили Москву. Сегодня говорить о подобном развитии ситуации не приходится.
Дело в том, что Минску и Москва действуют по заранее согласованному либретто, делают заявления, которые стоят друг друга и, конечно же, не собираются отступать от заранее намеченного плана. Слушать все это не очень интересно: заявления человека, который спокойно смотрел на то, как из Беларуси спокойно заходят российские войска и убивают украинских граждан, не стоят потраченного на них времени.
– «Нас начали «напрягать» вагнеровцы – хотят на Запад: «Сходим на экскурсию в Варшаву и Жэшув!» – вроде как пошутил Лукашенко. Но в каждой шутке есть доля шутки: похоже, «вагнеровцы» действительно напрягают беларусский режим. И по-прежнему прибывают в Беларусь. Прояснил ли полет из Минска в Санкт-Петербург планы на «вагнеровцев»?
– На мой взгляд, «вагнеровцы» являются проблемой, потому что принявшее их государство построено по принципу строгого единоначалия. А «вагнеровцы» стремятся показать, что они сами по себе и у них большое пространство для маневра: они и от дедушки Путина ушли, и от дедушки Лукашенко, в крайнем случае, тоже уйдут. По этой причине последний действительно озвучивает фантастические сценарии о рейдах на Жешув и Варшаву, которые невозможны даже в случае проведения массовой мобилизации в Беларуси. А с другой стороны, всячески пытается каким-то образом подчинить «вагнеровцев» себе. Но, честно говоря, я крайне скептически отношусь к такой перспективе, потому что раз «вагнеровцы» ушли из России, по крайней мере частично, то вряд ли они будут жить и работать в системе власти, созданной правителем Беларуси.
Я думаю, нас ожидает ситуация, при которой отряды «Вагнера» будут нарабатывать негативное к себе отношение в республике. Если к этому реально присовокупится размещение тактического ядерного оружия, то можно смело говорить про игру Кремля, направленную на расширение военного конфликта и на создание прямой угрозы государствам, которые поддерживают Украину. В первую очередь – Польше и Литве.
Эта игра не краткосрочная, а длиной несколько месяцев, и я думаю, она будет продолжаться. Но это игра Кремля, а Минск в лучшем случае будет подносить патроны и бумагу для листовок.