Евгений Магда: Туман гибридной войны
Переброска компании «Вагнер» в Беларусь – это тактический ход, который направлен, среди прочего, на расширение географии военного конфликта. На то, чтобы Беларусь фактически втягивалась в российско-украинскую войну. Пусть сегодня опосредованно, пусть не напрямую, но все равно она становится точкой напряженности, источником угрозы для своих соседей.
Вначале Лукашенко “спас” Россию от мятежа ЧВК “Вагнер», а затем пригласил наемников в Беларусь – переждать лихие времена. А заодно и использовать их по назначению – тероборону потренировать, то внутренние войска.
Затем Лукашенко рассказал Путину про якобы планы наемников «сходить на экскурсию» в Варшаву и Жешув, но он те намерения пресек:
«Может быть, и не следовало говорить. Но скажу, что нас начали «напрягать» вагнеровцы. Просятся на запад: «Разрешите нам!» Я говорю: «Вам зачем на запад туда?» Ну и в тихую… Мы же контролируем, что происходит. – «Ну, сходим на экскурсию в Варшаву и Жешув».
Первоначальная версия про «ссылку» ЧВК «Вагнер» рассыпается как карточный домик. Но если наемники не в ссылке, то зачем отабарились в Беларуси?
Поговорили с директором Института мировой политики (Киев, Украина) Евгением Магдой.
– Перемещение ЧВК «Вагнер» в Беларусь принято трактовать как месть, как своеобразную ссылку наемников за мятеж против Путина. Но на саммите «Россия-Африка» в Санкт-Петербурге главарь ЧВК Евгений Пригожин «засветился» в кампании африканских лидеров – это совсем не похоже на опалу. А в военном перевороте в Нигере многие явно увидели российский, или «вагнеровский», след. Может, на цели перемещения «Вагнера» в Беларусь стоит посмотреть с другого ракурса?
– Как показывает практика и развитие событий, переброска компании «Вагнер» в Беларусь – это тактический ход, который направлен, среди прочего, на расширение географии военного конфликта. На то, чтобы Беларусь фактически втягивалась в российско-украинскую войну. Пусть сегодня опосредованно, пусть не напрямую, но все равно она становится точкой напряженности, источником угрозы для своих соседей. Я думаю, в этом контексте вагнеровцы играют свою роль очень хорошо: они скандальны, за ними кровавый след, – поэтому становятся существенным раздражителем для общественного мнения как в Беларуси, так и на соседних с ней территориях. В этой ситуации выигрыш получает Путин, а Лукашенко проигрыш и проблемы.
– Говорят также, что перемещение наемников использовали как дымовую завесу для перемещения тактического ядерного оружия на территорию 465-й ракетной бригады в Осиповичах. Но зачем создавать дымовую завесу, если для Лукашенко ядерное оружие – повод особой гордости?
– Я хотел бы напомнить, что во время саммита НАТО генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг подчеркнул, что ни вагнеровцев, ни ядерного оружия на территории Беларуси нет. Но сейчас мы видим, что несколько тысяч вагнеровцев там появились. И все чаще звучат предположения западных разведок, что тактическое ядерное оружие там тоже есть.
На самом деле это такая смешанная игра: вагнеровцы привлекают внимание своим имиджем и своим некорректным поведением. Плюс их вождь и хозяин Пригожин – человек, который притягивает внимание негативной харизмой.
А тактическое ядерное оружие как фактор также будет использоваться в регионе, чтобы нагнать как можно больше страху, в первую очередь на Польшу и Литву. Польша, судя по заявлениям Путина, сейчас вообще находится в приоритете, потому что ее хотят превратить в полигон для использования российской пропаганды и агитации, чтобы из нее Россия могла сделать козла отпущения и показать, что якобы Польша тоже имеет агрессивные планы в отношении Украины. Но это ложь, и ложь достаточно известная.
Я думаю, Лукашенко только в своих мечтах может контролировать ядерное оружие, и ситуация вокруг вагнеровцев это только подтверждает.
– Около сотни вагнеровцев выдвинулись в направлении Сувалкского коридора. И Польша, и Литва, упреждая возможные провокации со стороны наемников, практически синхронно объявили, что любая провокация может стать поводом для полного закрытия границы с Беларусью. Нужны ли Лукашенко закрытые границы?
– Сотня вагнеровцев ни в коей мере не может решить вопрос с Сувалкским коридором – это абсолютно понятно, ведь тема звучит еще с 2017 года, со времени учений «Запад-2017». За это время НАТОвцы уже разработали целый комплекс действий и противодействий подобной активности со стороны России. И я уверен, что таким образом Россия стремиться замазать Беларусь в том, чтобы в случае какого-нибудь пограничного инцидента с Польшей или Литвой нельзя было однозначно сказать, кто принимал участие со стороны неНАТО: либо это беларусы, либо россияне. Это классический туман гибридной войны – Россия очень хорошо научилась наводить его в своих интересах.
– Лукашенко использует присутствие «Вагнера» как инструмент давления на Запад, во всяком случае, именно так он заявляет. Но для кого «Вагнер» представляет большую угрозу: для Беларуси или для Запада? Наемники стали приобретением или токсическим активом для Лукашенко?
– Заявления Лукашенко по поводу «Вагнера» – такой набор детских комплексов: к нам приехал старший мальчик-хулиган, мы его поселим в самой хорошей комнате, и он себя будет вести хорошо, не даст плохим мальчишкам из соседнего двора меня обижать. Но я вижу, как тем самым поставили в идиотское положение беларусских военных, беларусских силовиков, потому что им показывают: они в общем-то ничего не умеют. И без вагнеровцев беларусская обороноспособность будет далеко не та.
Почему мы решили, что именно Лукашенко контролирует вагнеровцев? А если он их контролирует, то за какие деньги? Если за деньги беларусского бюджета, то готовы ли беларусы к тому, что они станут не просто беднее? Или за то, что они вынуждены терпеть, они будут еще расплачиваться и преступлениями вагнеровцев на территории Беларуси? Или делать все, чтобы Беларусь была нерукопожатной в европейском формате?
И напомню, что от лагеря вагнеровцев до резиденции Лукашенко меньше 100 километров – а дороги в Беларуси, говорят, хорошие.