Уникальность Беларусской модели развития (БМР), идущей поперек мейнстрима, не следует преувеличивать. Желающим в этом убедиться достаточно обратиться к бестселлеру XXI века «Насилие и социальные порядки» трех авторов — экономиста Дугласа Норта, историка Джонна Уоллиса и политолога Барри Вайнгаста.
Книгу несложно отыскать в интернете. В отличие от БМР, на уникальность она претендует, т.к. несмотря на то, что все ее соавторы — американцы, книга способствует пониманию социокультурной динамики на постсоветском пространстве.
Для разъяснения парадокса мне потребуется для начала процитировать российского политолога Андрея Фурсова:
«Западная наука «заточена» под объяснение определенного типа общества — такого, где власть и собственность обособлены, где четко дифференцированы экономическая, социальная и политическая сферы, а потому базовые единицы их организации — рынок, гражданское общество и политика — легко конституируются в качестве базовых объектов анализа трех социальных дисциплин».
Увы, среди родных берез и осин власть и собственность не дифференцированы от слова «совсем», а политику и гражданское общество и до 2020 г. отыскать было непросто. Что уж тогда говорить на четвертом году после завершения первой фазы белорусской революции.
«Как с помощью понятийного аппарата экономики и особенно социологии и политологии, — тут я вновь прибегаю к помощи Андрея Фурсова, — описывать и объяснять реалии обществ, в которых нет или не было базовых объектов, этих дисциплин?»
Но не все так безнадежно. Книга трех авторов — исключение из общего правила. Написанная американцами, она тем не менее позволяет с помощью своей основной теоретической концепции подобно рентгеновскому лучу просветить БМР.
Вырваться из плена «общего правила» авторам удалось за счет того, что они не стали основные усилия направлять на анализ современности, а сосредоточились на прошлом. А чем дальше в исторический лес, тем больше общих дров.
Не в последнюю очередь мировая история есть история ограничения насилия с помощью права. Однако процесс этот продвигается черепашьими шагами. От Великой хартия вольностей (1215), установившей суд присяжных, обычным жителям Англии практической пользы на протяжении веков было немного, а одно современное государство, гордящееся своим расположением в географическом центре Европы, не доросло до него и в XXI веке.
Любое государство есть организацИЯ организацИЙ, созданная элитами для извлечения административной ренты. Подобно тому, как сила сталеваров в плавках, сила элит — в организациях. Поэтому для монополизации прав на получение административной ренты элитам помимо создания собственных организаций необходимо запрещать или максимально затруднять создание организаций потенциальным конкурентам. Один в поле не воин. И не важно, идет ли речь о политическом, экономическом или культурном поле.
Ограничивая доступ к привилегиям только членам организацИИ организацИЙ (членам господствующей коалиции), элиты создают надежные стимулы сотрудничать, а не бороться друг с другом. Так политическая система манипулирует системой экономической для создания ренты, которая затем обеспечивает политический порядок.
Триумвират авторов в первом приближении выделяет два типа социального порядка — закрытого и открытого доступа (читай — недемократического и демократического). Переход от первого ко второму достигается за счет последовательных соглашений, позволяющих избегать насилие за счет все более широкого применения права.
В зависимости от типа социального порядка одни и те же институты служат для достижения различных целей. Порой противоположных. Например, институт выборов при закрытом социальном порядке может использоваться для обеспечения несменяемости власти.
Государства, основанные на порядке ограниченного доступа, авторы подразделяют на три типа: хрупкие, базовые и зрелые.
Хрупкие не способны поддерживать любые организации и само государство (к таковым можно смело отнести ряд африканских государств, в которых власть периодически меняется в результате военных переворотов).
Базовые могут поддерживать организации, но только в рамках государства (большинство постсоветских республик, включая Республику Беларусь).
Зрелые способны поддерживать широкий ряд элитарных организаций, не находящихся под непосредственным контролем государства (Турция при Эрдогане).
В Беларуси наряду с организациями, существующими в рамках государства (ФПБ, БРСМ, ОО «Белорусский союз женщин» и т.п.), до 2020 г. функционировали и организации, независимые от государства (СМИ, политические партии, белорусские независимые профсоюзы и т.д.). Однако большинство из них было создано до 1996 г. В условиях постоянных гонений со стороны государства свои усилия они были вынуждены направлять не на выполнение уставных задач, а на выживание.
Принадлежность Республики Беларусь к базовому типу государств, основанных на порядке ограниченного доступа, иллюстрирует история с регистрацией в марте 2023 г. партии «Белая Русь».
Партия была создана не на пустом месте, а на прочном фундаменте республиканского общественного объединения «Белая Русь» (основано 17 ноября 2007 г.). Непросто было в это поверить, но сбылась мечта отцов-основателей самого массового белорусского ОО, более десяти лет пытавшихся повысить статус своего детища до политической партии. Что же или кто же в Государстве для народа не позволял серьезным людям реализовать их конституционное право?
Ответ на этот вопрос можно отыскать в интервью председателя Совета Республики Анатолия Рубинова, данное телеканалу «РТР-Беларусь» в январе 2012 г.:
«Вот то, что сказал президент. И он, я считаю, абсолютно прав. Он сказал: «Мне партия не нужна как президенту. Я не хочу».
Вопросы есть? Вопросов нет. Вчера была не нужна, сегодня для чего-то понадобилась. Не мне судить, для чего. Но в моей власти подчеркнуть, что с точки зрения авторов бестселлера, ни запрет, ни разрешение переформатировать общественную организацию в партию с правом и рядом не стояли.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…