На фронтах российско-украинской войны уже много месяцев не происходит особых перемен. Идет борьба на истощение. Тем не менее именно эта война является центром кристаллизации всех событий внутренней и внешней политики Беларуси.
Конфронтация на границе Беларуси с западными соседями дошла до такой степени, что Литва с 18 августа закрыла два погранперехода. Это политическое решение. Оно является сигналом официальному Минску о неприемлемости гибридных атак, которые осуществляются беларусской стороной с помощью мигрантов и угроз использовать вагнеровцев для «экскурсий» в соседние страны.
Руководство соседних стран демонстрируют решимость пойти на более радикальные меры. 28 августа запланирована встреча в Варшаве, в ходе которой министры внутренних дел Литвы, Латвии и Польши обсудят механизм полного закрытия границы с Беларусью.
Полное перекрытие границы с Беларусью является крайней мерой. Это всегда обоюдоострое оружие. Вопрос касается не только двусторонних отношений Беларуси с соседями, но большого количества государств на востоке и западе, которые используют Беларусь как транзитную страну. Это был бы удар по грузоперевозчикам на Востоке (Россия, Казахстан, Китай) и на Западе (страны ЕС). Поэтому без консультаций с Брюсселем соседи Беларуси вряд ли решатся на такую меру.
Перекрытие границы возможно в том случае, если Беларусь пойдет на эскалацию ситуации на границе, прибегнет к силовым действиям, если будет какая-то попытка столкновения с пограничниками Литвы или Польши. Но я бы оценил такую перспективу как не очень вероятную.
С 16 по 18 августа Беларусь с официальным визитом посетил министр обороны Китая Ли Шанфу.
На фоне того, что в связи с международной изоляцией Беларуси в Минск почти никто из мало-мальски влиятельных политиков не едет, Александру Лукашенко приходится принимать российских губернаторов или глав Абхазии или ДНР, визит китайского министра — явление примечательное.
Ли Шанфу приехал в Минск по дороге из Москвы. Визит в столицу воюющей страны является жестом ее политической поддержки. Посмотрите, как часто в Киев приезжают лидеры стран «коллективного Запада», чтобы продемонстрировать символическую солидарность с Украиной. Точно так же и визит министра обороны Китая в Москву и Минск — это определенная политическая демонстрация. Напомню, что в марте этого года российскую столицу посетил председатель КНР Си Цзиньпин. Что бы ни говорили эксперты, ищущие нюансы в позиции Пекина, Китай поддерживает Россию в нынешнем геополитическом противостоянии, хотя и не является союзником РФ.
Единственный союзник России в войне против Украины — Беларусь. Именно поэтому нынешний визит Ли Шаньфу в Минск носит прежде всего политический характер. Не случайно на встрече с китайским министром Лукашенко больше говорил о политическом сотрудничестве Беларуси и Китая. На чем оно основано? Лукашенко в ходе встречи с министром сформулировал его так: «Основные идеи нынешнего и грядущего – перспективного мироустройства Китайской Народной Республики и Беларуси совпадают абсолютно». Если перевести это на понятный язык, то совпадение основывается на отрицании западной модели развития, с ее демократическими ценностями, на антизападной геополитике.
17 августа было обнародовано интервью Александра Лукашенко Диане Панченко – бывшей украинской журналистке, переехавшей в Россию.
Ничего принципиально нового Лукашенко не сказал. По существу, он повторил все свои прежние нарративы о вине Украины и Запада в развязывании нынешней войны, оправдании России, призывал украинское руководство к переговорам. Новым было разве что угроза применить ядерное оружие против Украины. («Против Украины, если она совершит агрессию против нас, — и не только ядерное оружие (будет применено. – Прим. БЕЛТА). У нас кое-что есть, кроме ядерного оружия. И мы не будем вас предупреждать, что если вы перейдете красные линии, то мы по центрам принятия решений нанесем удар».
Разве что можно отметить некоторые любопытные акценты, прозвучавшие в интервью.
Показалось, что Лукашенко демонстрировал несколько большую уверенность в победе России, чем прежде. Он более настырно пугал Украину, призывая ее к переговорам: «Сейчас Россия перемелет вас там. Живую силу и технику… Россия перестроилась. У России сегодня на фронте новейшее оружие. Уже беспилотников хватает. Уже совсем другая армия. И самое опасное – они имеют 250 тыс. добровольческий корпус… Мощи России хватит. И никакой Запад вам в этом отношении не поможет». Видимо на Лукашенко большое впечатление произвел ход боевых действий на российско-украинском фронте этим летом.
Причем, говоря о переговорах, Лукашенко не скрывал, что речь должна идти именно о капитуляции Украины, ибо Москва ни на какие уступки не готова: «Конечно, Россия никогда в жизни не пойдет на то, чтобы, как вы говорите, вернуть Крым. Этого не будет. Я пока сомневаюсь, что и здесь – на востоке – можно о чем-то договориться».
Несколько раз Лукашенко в ходе интервью обращался к личности Владимира Зеленского. И всякий раз отзывался о нем пренебрежительно: «И на неопытного абсолютно не политика, человека чуждого этой политике, – на Володю Зеленского это все свалилось… Ты взвалил на свои плечи – тащи. Не по Сеньке шапка!… Зря он себе приписывает этот подвиг, которого там не было… Зеленский твой сидел в это время в погребе… Очень многие люди начинают реально давать оценку Зеленскому… И далеко не факт, что Зеленский выиграет эти выборы, хотя вы ему там клепаете 90% рейтинга. Чепуха полная. Скажу вам, если выборы пройдут в ближайшее время, кто-то из военных (победит. – Прим. БЕЛТА)… Украина – это не Зеленский, а Зеленский – это не Украина. Ну слушайте, он – «герой». Он в маечке разъезжает по всему миру с трезубцем и демонстрирует свой героизм. А они умеют подхваливать на Западе… «Ах, Зеленский! Ах, герой!» Ты герой их романа, но не украинского народа».
Здесь очевидно просматривается что-то очень личное в отношении к главе Украины. Невооруженным глазом виден комплекс, а попросту зависть. Молодой, неопытный в политике человек, которого Лукашенко пытался учить правильному политическому поведению, в критический момент, минуту военной опасности оказался героем, настоящим национальным лидером. Он получил рейтинг 90%, который Лукашенко не снился даже в его лучшие годы. Плюс международное признание – Зеленский стал самым популярным политиком в мире. И это в момент, когда сам Лукашенко, считающий себя патриархом мировой политики, оказался в глухой международной изоляции, в ситуации изгоя. Обидно до глубины души. И эта обида просто пронизала все интервью.
И последнее. Было бы странно, если бы Лукашенко в течение всего обсуждения ситуации в Украине и вокруг нее не видел себя в центре. Из его рассказа мы узнали, что, оказывается, он подготовил для соседней страны хорошую Конституцию, и если бы украинцы ее приняли, то сегодня жили бы в шоколаде. Но они, глупые, отказались от такого подарка, и от этого пошли все украинские беды.
Когда обсуждалось выполнение Минских соглашений, судьба Донбасса, и здесь Лукашенко бросился спасать Украину: «Я им предложил: я проведу там выборы». Здесь нужно сразу несколько восклицательных знаков. Ибо сегодня весь мир знает, как Лукашенко проводит выборы. Но это не анекдот. На самом деле он собирался провести честные выборы на Донбассе.
И конечно, Лукашенко продемонстрировал готовность к миротворчеству, прекращению войны. Он уверен, что Беларусь «обязана, должна быть вовлечена в переговорный процесс». Ни о каких переговорах еще речи нет, но Лукашенко уже застолбил там себе место.
19 августа 2023 г.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…