Наше общество застыло в безмолвном ожидании. Многие ждут окончания войны соседей, связывая с ней шансы на перемены внутри страны.
Но действительно ли возможная победа Украины приведет к лучшему? Очень спорный вопрос, говорит историк, политический обозреватель Александр Фридман.
– Мы должны понять, а что это собственно такое – победа Украины? Для ее самой – конечно же, восстановление границ 1991 года.
А вот на Западе считают: Украина уже победила тем, что выстояла, или тем, что вернет еще какие-то оккупированные территории.
Воспринимать победу можно совершенно по-разному.
Если исходить из варианта, что Киев еще отвоюет территории, а после этого конфликт заморозится, тогда просто окончательно опустится железный занавес. И беларусский режим продолжит свое существование под российским влиянием, которое, скорее всего, будет усиливаться.
Первый сценарий очень часто предполагает: война закончится развалом РФ или, по крайней мере, крушением режима Путина. Это не исключено, но не является само сбой разумеющимся, что Россия падет и, соответственно, ослабит свою хватку.
Мое мнение таково: победа Украины и любое ослабление России в этой ситуации дает Беларуси дополнительные шансы вырваться из объятий Кремля. Подчеркиваю: шансы и не более.
А если Украина потерпит поражение, то, соответственно, Беларусь тоже проиграет.
– Согласны ли вы с тезисом, что от беларусов сейчас абсолютно ничего не зависит?
– На данный момент, к сожалению, да. Республика – пассивный объект в чужих руках. Увы, это так.
– Не исключен также сценарий мирных переговоров, особенно в условиях, когда ни одна из воюющих сторон не сможет добиться коренного перелома в война. Как в этом случае будут развиваться события для нас?
– У Минска есть желание попасть за стол переговоров. Но пока ничто не говорит о том, что это удастся сделать. Если Запад и Украина будут противодействовать такому сценарию (а они будут противодействовать), то за стол переговоров не сесть. А это значит, что в случае проведения переговоров от его имени будет говорить Россия.
Любая заморозка конфликта стабилизирует режим. И, соответственно, отсрочит любые демократические процессы в Беларуси.
Шансы на демократизацию есть только в том случае, если Украина одержит победу, причем победу сокрушительную. Без этого все очень сложно.
– Значит, надежды иных оптимистов на освободительный поход калиновцев тоже не имеют под собой никаких оснований?
– Почему же? Они небеспочвенны. При определенном стечении обстоятельств любые шансы возможны. Но реально полагать, что этот вариант станет золотой палочкой-выручалочкой маловероятен, потому что даже победа совсем не означает, что Киев позволит сделать нечто подобное.
Список Всемирного наследия UNESCO в последнее время пополняется неохотно (особенно если речь идет о материальных…
«Начальство делает вид, что нам платит, мы делаем вид, что работаем» — таков был ответ…
«Мы абсолютно не прячем то, что мы кого-то будем поддерживать. Это естественно. Если бы мы…
Наша национальная особенность согласования частных и коллективных (далее, государственных) интересов заключается в том, что при…
В прошлом году получили от экспорта продовольствия 8,3 миллиарда долларов, а для обеспечения этого показателя…
Суть рыночной экономики — в реализации личных интересов граждан, побочным результатом чего является рост общественного…